Сколько стоит квартира в Москве, все догадываются? От такого финансового актива вряд ли кто-то откажется. Оттого нередко и возникают между наследниками умершего владельца недвижимости циничные «битвы» за квартиру, когда родственники становятся чуть ли не врагами.
Да и не только в Москве квартира – желанный актив.
А если у умершего нет наследников и в завещании он никого не указал? Но до своей смерти мужчина не один десяток лет прожил с любимой женщиной в гражданском браке. Имеет ли она право на его квартиру?
Имеет, но при определённых условиях
Докажите через суд, что, проживая совместно, Вы находились на полном содержании у сожителя не менее одного года до его смерти (независимо от получения иждивенцем собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат).
Так и сделала москвичка Я. О. В её случае, после смерти гражданского супруга Московский Департамент имущества потребовал выселения женщины из квартиры умершего Г. А., руководствуясь тем, что наследников у последнего не было, следовательно квартира должна перейти в собственность города.
И районный, и апелляционный суды поддержали требования городских чиновников о выселении Я. О. из квартиры.
Хотя, женщина указала в суде, что прожила с Г. А. 35 лет в гражданском браке. Сама Я. О. получала пенсию по инвалидности, которой на жизнь просто не хватит. Поэтому женщина находилась на содержании гражданского супруга.
Но как это доказать?
Мужчина ещё при жизни оформил договор сдачи в аренду указанной квартиры. И 10 последних лет перечислял арендную плату на счет своей гражданской супруги. Мужчина также зарегистрировал женщину в этой же квартире.
Кроме этого, Я. О. за прошедшие 3 года после смерти гражданского супруга полностью оплачивает коммунальные услуги за спорную квартиру.
Еще 29 мая 2012 года Пленум Верховного суда России издал постановление «О судебной практике по делам о наследовании». Согласно ему находящимся на иждивении может быть признано лицо, на протяжении года находившееся на полном или частичном содержании покойного, при этом иждивенец также мог иметь и другие доходы.
Женщина обратилась с иском в Верховный суд РФ.
В июле 2020 года Верховный суд определил, что согласно статье 1148 Гражданского кодекса РФ Я. О. является наследницей восьмой очереди и имеет полное право на квартиру умершего сожителя.