О политической перечеканке, которая случилась в начале 20 века
Я не о классической перечеканке хочу написать. Перечеканка русских медных денег в XVIII веке — отдельная история, которую за один раз не расскажешь.
Речь пойдет о политической перечеканке, которая случилась в начале ХХ века, когда имперская русская монета неожиданно для себя стала служить новой, советской власти. Хотя, собственно, не то же ли самое произошло с народами СССР?
Началось с того, что мне в руки попали советский рубль 1921 года и полтинник того же года. Привычно взвешиваю монеты, измеряю размеры. Проверяю пробу. Что такое? Один в один царский рубль и 50 копеек. Серебро той же пробы — 900-й. Случайность? Традиция?
Оказалось, всё проще. Советская власть наигралась к тому времени в попытки с ходу отменить деньги. Лодка политических лозунгов разбилась о быт, как написал бы Маяковский. В разрушенной Гражданской войной стране в качестве платежных средств использовались горы всякого мусора — деньги, которые печатала новая, советская власть, царские, дензнаки временных, случайных, местечковых властей. Веры в этот хлам у народа не было. Золотые и серебряные царские деньги были надежно припрятаны в чулках. Пришлось, скрепя сердцем, новой власти чеканить денежки, стоимость которых не вызывала бы сомнений. То есть серебряные. С 1921 года начали чеканить рубли и полтинники из серебра 900-й пробы. А мелочь — из серебра 500-й пробы.
В ход пошли заготовки — серебряные кружки под чеканку, которые хранились на царских монетных дворах
Таким образом царские деньги получили новый, советский дизайн и отправились в народ.
Дизайн советских денег разрабатывал царский медальер — удивительный человек, Антон Фёдорович Васютинский. Правда, при рождении в 1858 году его нарекли Антонием Афоциевичем. Не знаю, когда произошло переименование, но, думаю, окружающие просто устали запоминать редкое имя-отчество и упростили до Антона Федоровича.
Это был талантливый человек — художник, скульптор-медальер, резчик, академик Императорской Академии художеств. Он имел непосредственное отношение к созданию уникального стиля русской царской монеты — нумизматического эталона мирового уровня. Изучил передовой опыт лучших монетных домов Европы — стажировался в Вене, Мюнхене, Лондоне, Париже. А какие учителя у него были! В Вене — знаменитый медальер Антон Шарфф. В Париже — скульпторы Поль Дюбуа и Жюль-Клеман Шаплен.
Так что русская монета — неотъемлемая часть европейской культуры. И, я уверена, ее лучшая часть.
Источники указывают, что Антон Федорович создал штемпеля лицевой стороны памятных медалей и монет с портретом императора Николая II. Он разработал проект мистической юбилейной медали «В память 300-летия царствования дома Романовых». С этим же рисунком был выпущен донативный рубль 1913 года, о котором я расскажу отдельно, потому что эта монета есть в коллекции каждого собирателя русских царских монет. В архиве авторских работ Васютинского уникальный во всех отношениях рубль 1915 года — последний рубль царской России!
В советское время специалистов не хватало. Васютинский был привлечен к работе и вернулся к привычному оборудованию, но уже не на Санкт-Петербургском, а на получившем новое название Петроградском монетном дворе. Вместе с другими выдающимися художниками, скульпторами, гравёрами он принимал участие в разработке и выпуске тех самых советских серебряных денег. И, кстати, в 1922 году награжден званием «Герой труда»!
Скончался на рабочем месте в 1935 году. Похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге. Буду в Питере, обязательно найду его могилу. Этот человек достоин уважения.
Нет уж ни российской империи, ни СССР. А монеты Васютинского есть. Мирно хранятся в соседних ячейках «белые» и «красные» деньги, и мне не стыдно ни за те, ни за другие. Это всё наши — отличные русские монеты.
Полина Рублис