Найти тему
veceroy mfx

Тяжелый танк M26 «Першинг» («Pershing»)

Наиболее удачный по конструкции американский танк второй мировой войны, родоначальник нового семейства боевых машин, завершившегося танком М60.

Танк M26 «Першинг»
Танк M26 «Першинг»

История создания.

М4 "Шерман", при всех его достоинствах, на поле боя выглядел мишенью для немецких танкистов и артиллеристов из-за его высоты.

Сделать танк ниже американцы не могли, по конструктивным особенностям. Американцы не могли без ущерба для боевой части машины расположить в одном месте моторное отделение и трансмиссию. Большую высоту корпуса танк получил из-за вертикальной установки звездообразного авиационного двигателя Continental R975 C1, развивающего мощность 350 л.с.

Двигатель Continental R975 C1  танка М4 "Шерман".
Двигатель Continental R975 C1 танка М4 "Шерман".

Тяжелый танк M26 «Першинг» изначально задумывался как очередная модификация M4 «Шерман» направленная на снижение высоты танка, улучшение манёвренности и бронирования.

Танк M26 «Першинг»
Танк M26 «Першинг»

Характеристики тяжелого танка M26 «Першинг»

-5
  • • М26 с новой 90-мм пушкой разрабатывался американцами как боевая машина, равноценная немецкому «Королевскому тигру».
  • • В марте 1945 года машина получила своё официальное обозначение Т26Е4.
  • • Толщина лобовой брони танка без дополнительного обвеса составляла 102 мм, что было вдвое больше, чем у М4 Sherman — самого массового танка союзников.
  • 90-мм пушка Т15Е1 была настолько мощной, что на испытаниях её снаряд пробил немецкую противотанковую установку Jagdpanzer IV насквозь от носа до кормы, а потом ушёл в землю. Об этом пишет в своей книге Белтон Янгблад Купер.

Характерной чертой Т26 "Першига" являлась электротрансмиссия подобная той, что стояла на немецком прототипе Порше — VK 4501(P) Tiger.

Порше удалось создать революционную для своего времени силовую установку.  Из за своей сложности ремонт танков Порше был головной болью для немецких танкистов.
Порше удалось создать революционную для своего времени силовую установку. Из за своей сложности ремонт танков Порше был головной болью для немецких танкистов.

Неудача Порше (его конструкция была слишком сложной и громоздкой) американцев не отпугнула. На Т26 "Першиг" поставили гидромеханическую трансмиссию «Torquematic» и карбюраторный двигатель Ford V-8 (Model GAF), 500 л.с., 2600 об/мин, c воздушным охлаждением. Эту комплектацию назвали Т26Е1.

В СССР электротрансмиссия нашла применение на бульдозерах ДЭТ-250 (дизеле-электрический трактор) с модернизированным танковым дизелем В-2. (после начала серийного производства двигатель получил индекс В-30).

ДЭТ 250 - ПЕРВЫЙ В СССР БУЛЬДОЗЕР С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ, выпускается с 1961 года Челябинским заводом.
ДЭТ 250 - ПЕРВЫЙ В СССР БУЛЬДОЗЕР С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ, выпускается с 1961 года Челябинским заводом.

Изначально машина предназначалась для перевозки РЛС (радио-локационных станций). Планировалось завозить бульдозером станции на тяжело проходимые объекты, выкапывать отвалом капониры и за счет вырабатываемого электричества подключать РЛС в режим обнаружения воздушных целей. Зарекомендовав себя хорошо на службе у военных, машина стала востребована у гражданских . Единичные образцы сохранились до наших дней в рабочем состоянии.

(Если ремонт гидросистемы производиться силами самих механизаторов, то для ремонта электрической составляющей требуется электрик с допуском на 10 000 вольт).

Американский ответ «королевским тиграм»

С 1942 года инженеры в США работали над линией перспективных средних танков Т20, Т22, Т23 с 75-мм орудием. Узнав про новые немецкие «Тигр» и «Пантеру», конструкторы увеличили калибр вооружения и к началу 1944 года выдали на испытания новый танк Т26 с 90-мм орудием и лобовой бронёй толщиной 102 мм.

В январе 1945 года на прототип «Першинга» Т26Е1 установили 90-мм орудие T15E1 длиной в 73 калибра, которое по своим баллистическим свойствам приближалось к немецкой 88-мм танковой пушке «королевских тигров» KwK 43 L/71.

Вид сверху, башня в походном положении.
Вид сверху, башня в походном положении.

В феврале 1945 г. состоялось боевое крещение нового танка. Машина сразу же показала себя на голову превосходящей предшественника — Т26Е3 не только успешно боролся с танками противника, но был быстрее, маневренные, незаметнее.

"Першинг" и "Тигр" все-таки встретились. Произошло это у местечка Эльсдорф. Тогда немецкий танк подбил американца одним выстрелом. В ответ "Першинги" уничтожили "Тигр", причем попадание было идеальным. В "Тигре" сдетонировал боезапас. Ну и добавили к списку ещё и пару Pz. IV.

Однако повоевать «в полную силу» «Першингу» не дали — только 20 машин принимали участие в боях с гитлеровцами до капитуляции Германии, а на войну с японцами Т26Е3  и вовсе не успели.

Уже после войны Т26Е3 получил название «Тяжелый танк М26 «Першинг». Всего было выпущено 2350 танков этой модели, отлично зарекомендовавших себя в Корейской войне 1950-1953 г.г.