Продолжение, предыдущая глава здесь
Узлов Георгий Дмитриевич (1927 - 2019)
Мастер спорта. Заслуженный тренер СССР. Воспитанник Школы. Тренировался у В. И. Алексеева. Победитель Всесоюзных молодежных игр (1949 – бег на 100 м) Тренер Школы (1959-1979), сборной СССР (1964-1974). Участвовал в подготовке олимпийского чемпиона В. Санеева. Подготовил победителей чемпионата и первенства Европы А. Пискулина и А. Кайнова.
И вот мы едем по проспекту Просвещения, встречаем операторов из съемочной группы. В здоровущем здании из красного кирпича находим нужный подъезд, поднимаемся лифтом на седьмой этаж.
Жора Узлов считался одним из ярчайших персонажей Школы. Даже после короткого обмена с ним незначащими фразами, настроение всегда резко улучшалось.
Я не видел Узлова лет двадцать, как минимум. Нам открыл восьмидесятипятилетний мужчина невысокого роста, прищурился и произнес:
- Володя. Рекшан Володя. Я узнал. Лукьянов. Саша! Вылитый отец.
В прихожей на стене висела фотография Виктора Ильича, окруженная множеством спортивных значков. Мы прошли в комнату. Операторы стали настраивать технику, а я сел в удобное кожаное кресло и огляделся. На стенах несколько современных картин, тут же и икона. Напротив окна синтезатор и динамик с усилителем. На шкафу гитара. Много спортивных реалий – книги, фотографии.
Узлов явно волнуется.
- Я уже и забыл, что тренером был, - говорит он.
Лукьянов ставит на стол картонную коробку с марочным коньяком.
- Что это? – Жора начинает рассматривать. – Это коньяк. Я сейчас рюмки принесу!
- Георгий Дмитриевич! Мы за рулем. Это вам.
- Мне. – Узлов задумывается на мгновение. – Мне врач говорит – вам можно двадцать пять грамм. Или – граммов. Забыл, как правильно говорить… Я так не умею выпивать. Тогда и я не стану. Мне что-то такое колют для головного мозга. Для сосудов. Осталось два укола.
Чтобы занять время и посвятить хозяина в происходящее Лукьянов ставит DVD с подборкой старой хроники.
Узлов заинтересованно смотрит на экран телевизора, я комментирую:
- Это Зыбина… Вон, Ванадий с шестом прыгает… А это кто? Захаров с копьем!
На Георгия Дмитриевича цепляют микрофон. Мы усаживаемся напротив друг друга.
- Знаю я, - волнуется наш герой, – говоришь час, а после войдет десять секунд.
Съемка идет сразу с двух камер. Чтобы завязать разговор, я показываю старому тренеру записную книжку Хильды Оскаровны, раскрывая ее на странице, посвященной Узлову.
- Вспомните, пожалуйста, как это все для вас начиналось?
- Вспомню с удовольствием. Летом 1941 года я оказался на оккупированной фашистами территории и меня, четырнадцатилетнего, угнали на работу в Германию. Там я и пробыл до конца войны. Научился хорошо говорить по-немецки и играть на аккордеоне. Перед освобождением старшие посоветовали сбросить пару годков. При проверке я назвался шестнадцатилетним. Если б узнали, что мне уже восемнадцать, могли отправить в лагерь… Был я очень быстрый, всех обыгрывал в беге. Сначала взяли в футбол, а после посоветовали идти к Алексееву. Я уже в музыкальной школе занимался. Тогда я перешел в школу тренеров и начал заниматься у Виктора Ильича. Алексеев был простой человек, любил разные подначки, связанные с физическими упражнениями. Сам он отличался силой – взял как-то меня за плечи и на прямых руках переставил с одного места на другое. Это впечатляло, хотелось походить на тренера… Одно время я жил в Сиверской – Виктор Ильич приводил меня после тренировки домой и Хильда Оскаровна кормила…
…Я восхищался Виктором Ильичем. Мне нравилось, как он понимает движение – и в беге, и в прыжках. Ко мне он очень хорошо относился. Виктор Ильич научил меня тренировать. Оказал на меня решающее влияние в жизни. Все было демократично и понятно. Он спускался из своего кабинета на пять минут, смотрел, как я тренирую, давал советы…
…Как-то приехали японцы большой группой. Один у меня спросил через переводчика: «Вы миллионер?» Я и не понимал тогда, что такое миллионер! «У вас такая группа, которая может выступить как команда целой страны». Тогда Виктор Ильич должен был быть миллиардером!..
…Виктор Ильич умел говорить и с ребенком и с каким-нибудь крупным начальником, умел убеждать, уговаривать. Он был умный человек. В немецком языке умный и хитрый - это одно слово «шлау». Он был и хитрый и умный…
Отправляясь к Узлову, я захватил сборник своих коротких автобиографических рассказов, где имелась и байка про Шефа.
- Георгий Дмитриевич! Можно я вам прочитаю один абзац, а вы прокомментируйте.
- С удовольствием, Володя, с удовольствием!
Открываю книжку «Сестра таланта», нахожу страницу и читаю:
«Виктор Ильич вызвал к себе в кабинет тренера Жору Узлова и спросил:
- Ты знаешь, что такое камерная музыка?
- Знаю, - ответил образованный Узлов.
- Подготовь мне, пожалуйста, материалы. Кто играет, на чем, что и зачем. Жора исполнил просьбу, а через неделю читает в газете «Советский спорт» интервью с Виктором Ильичем. В нем на вопрос о хобби великий тренер отвечает: «Люблю камерную музыку».
- И еще одна, Георгий Дмитриевич:
«Виктор Ильич искал талантливую молодежь по всей стране. В Хакассии, сообщила газета, на спортивно-религиозном празднике юноша метнул дротик дальше ста метров. Узлов поехал искать юношу, но так и не нашел».
- Про музыку все верно! Именно так и было. В газете написали, что Алексеев очень разбирается в симфонической музыке, а камерную любит больше всего!
- Шеф создавал благоприятный образ! Сейчас это называют паблик рилейшенз!
- Наверное, наверное… Но про дротик – неправильно! Это был вовсе не дротик, а топор! И дело случилось не в Хакассии, а в Салехарде. Меня Хильда Оскаровна вызвала и говорит: «Виктор Ильич потерял покой. Он сейчас на стадионе топор метает! Больше двадцати пяти метров не получается! Вот тебе деньги и командировка, сегодня же вылетай в Салехард и разберись. Там местный учитель физкультуры метнул топор на сто шестьдесят метров!» Долетел до Салехарда. Нашел учителя. При мне топор улетел на сто сорок пять! Только топор такой легкий, плоский. Вращается и планирует, как бумеранг аборигенов. Тогда я попросил учителя бросить гранату. Он ее бросил, но не особо далеко…
… Я часто с Виктором Ильичом ездил в Москву. Кажется, в 52-м поехали в столицу. С нами в купе оказались молотобоец Шехтель и один профессор. Профессор биомеханик! Чаю заказали. Виктор Ильич бурно с ними спорил. Когда дело касалось вопросов движения, ему равных не было. Виктор Ильич разговаривал с профессором биомеханики, как с начинающим студентом. Тот со всем согласился и только руки развел.
- Ваша тренерская судьба как складывалась?
- Я ко всем относился хорошо. Ценил работу тренеров. Многие не умели разговаривать с учениками, вести себя. Виктор Ильич это умел прекрасно. Я, когда стал тренером, писал каждый день письма и рассылал по всему Советскому Союзу. Просил присылать способных. Из говна конфетку не слепить! Но отвечали редко. Пискулина мне нашел его старший брат Юра. Он учился в индустриальном техникуме. Он мастер спорта по спринту. На стадионе Ленина я посмотрел тринадцатилетнего Толю. Говорю: «Пока в песочек поиграй»… Я ему написал несколько упражнений. В 16 лет Пискулин приехал поступать в институт после школы. Потом он стал чемпионом Европы!
- Школа – это некий организм. Кто был яркой личностью?
- Я считаю - Анатолий Аркадьевич Михайлов.
- Кто себя проявил в других отраслях? Фролов Володя, я с ним знаком, владелец художественной галереи…
- Я его привез из Ашхабада и устроил в спортивный интернат! У него отец художник. Присматривал за Володей я. В десятом классе он был. Встречаю Фролова на стадионе Ленина. Плачет. Что такое? Отчисляют, говорит. За что?.. Нужно выполнять какие-то нормативы, а он не выполнил. Я позвонил завучу. Оставьте, сказал, на две недели, потом покажет результат. Моторный парень. Стал мастером спорта… Очень дружил я с тренером Игорем Ивановым, он был одно время секретарем Василия Сталина… Сейчас не помню всего - 85 лет мне!
- Что такими людьми, как Виктор Ильич, движет? Честолюбие? В чем тайна Алексеева?
Георгий Дмитриевич замолкает, думает.
- Он был очень простой, - проговаривает медленно. - И честный с людьми. Он и меня научил честности. В тренерской работе – главное честность с учеником, забота о нем. Любил удивить людей. В движении!
- В чем секрет Виктора Ильича? У такой крупной личности должен быть секрет.
- Повторю – честность. Откровение со спортсменом. Большая заинтересованность в результате ученика…
- Каково значение Школы Алексеева для становления советского спорта?
- Не мне судить… Очень большое.
- Можно ли восстановить связь времен?
- Нужны организаторские способности Виктора Ильича. Нужны деньги и такая личность. Школу надо восстановить. Есть еще и тренеры, и сыновья бывших тренеров. Вот, Саша Лукьянов. Помню его отца. Видел, как он работал. На стуле сидел. От него брызгали искры.
И тут Узлов заплакал.
- Расстроился я… Надо, чтобы Школа как таковая существовала. Виктор Ильич до 63-х не дотянул. Я бы все, что прожил лишнего, отдал, чтобы он еще побыл с нами, поработал…
Съемка закончилась. Старый тренер успокоился и стал показывать фотографии. Операторы собирали технику. Уже в дверях я не выдержал и на прощание обнял Узлова. Он всхлипнул и прижался, как ребенок.
Вечером я сидел за компьютером – vkontake. Отправил письмо Саше Каракаптану на Украину. Во время учебы в Ленинграде он тренировался у Виктора Ильича, был близок с Учителем, выполнял разные поручения, многое знал. Саша написал мне о своем походе на концерт популярного тогда в Союзе югославского певца Джордже Марьяновича. Это была суперзвезда 60-70-х!.. «А при чем тут Марьянович?» - задал я вопрос Украине. «Так меня Жора Узлов позвал!» «Интересно. Продолжай. Для живой книги нужны детали». «Жора выдал два билета. Девушки у меня тогда не было – я позвал первую попавшуюся однокурсницу. Приехали в ДК Кирова, сели рядом с Узловым на лучшие места в седьмом, помнится, ряду, возле прохода. Певец провел концерт, словно для нас только. Спускался в зал, подходил, посылал воздушные поцелуи, наклонялся к однокурснице – она чуть с ума не сошла! Жора учился вместе с женой Марьяновича. А в Ленинграде помогал с организацией концертов! Когда Марьянович спел: «Три года ты мне снилась», - однокурсница слезу уронила. Авторитет у меня на курсе вырос до небес!..»
Впрочем, этот сюжет уже за пределами темы.
Продолжение следует...
- Предыдущая глава
- Спасибо, что дочитали до конца! Если тебе, читатель, нравится, жми палец вверх, делись с друзьями и подписывайся на мой канал!
Встретиться с автором и задать вопросы лично вы всегда можете в музее "Реалии Русского Рока", все подробности здесь. Также, если захотите, вы можете поддержать музей любым пожертвованием. Благодарю всех друзей Музея!