Про рюкзаки.
Началось наше путешествие с заезда в Красноярск, там мы провели 2 ночи, сходили на Красноярские столбы. Из Красноярского хостела мы отправились на вокзал, чтобы доехать до Иркутска. К счастью, он располагался буквально в километре от места ночевки. Но и это было ощутимым расстоянием. У каждого из нас был большой рюкзак. На выходе из Красноярского хостела рюкзак Егора весил 22 кг, мой весил 26 кг (там было килограмм 10 еды т.к перед походом сгурзить ее не было возможности), Димин рюкзак весил 30 кг и рюкзак Семена 36, но Семён был в тот момент единственный у кого рюкзак был один. У всех у нас было ещё по рюкзаку спереди от 2х до 5 кг. Также у каждого из нас к рюкзаку были приделаны пластиковые санки. У Димы не все вещи вошли в два рюкзака и часть была привешена снаружи, так же на всех был один чехол с лыжными палками, чехол с гитарой, рулон изолона, это чтоб каждому по 2ому коврику не тащить для холодных ночевок. Представили всю эту картину? Когда мы скидывали вещи в кучу, трудно было предположить, что это вещи 4х человек, по ощущению минимум человек 8.
Масса моего рюкзака с моей массой ну никак не сочеталась, к счастью, таскали мы их не далеко и не долго. Самостоятельно я свой рюкзак одела только один раз дома, когда спускалась к такси, но это было сочетание чуда и безысходности. Главное было добраться до льда, там все вещи грузились в пластиковые санки, цеплялись на пояс и при попутном ветре летели впереди тебя (не совсем так, но значительно легче, чем за спиной).
Трудности с переноской вещей, конечно, были, но с каждым днём всё меньше, еда постепенно съедалась. Некоторые вещи ещё в Кирове было решено скинуть в конце похода, чтобы не брать в самолёт. Так однозначно было решено, что оставляем пластиковые санки, в которых ехали рюкзаки. У всех в качестве санок были рыбацкие тазики, Дима свой почти убил во 2ой день, когда катался на нем с горки на Ольхоне. У меня же были дома старые санки сына, которыми мы почти перестали пользоваться с появлением ватрушки. И которые подозрительно походили на рыбацкий тазик, правда были с сидением и тормозами. За поход на них образовались трещина и небольшая дырка, в последней деревне мы их оставили у контейнера. Пока ждали маршрутку, увидели, что их уже прибрали и заносят во двор. Правда где на них там будут кататься не понятно, так как снега почти нет.
Про лёд.
Про Байкальский лёд можно писать бесконечно, так же, как и рассматривать его и фотографировать. Лед на Байкале это паутина из трещин, пересекающихся на разных уровнях и уходящих куда-то в бескрайнюю черную бездну. Если бы не трещины, то было бы совершенно не понятно какой толщины лёд и есть ли он вообще под ногами...
До Байкала из Иркутска мы ехали на маршрутке, примерно часа 3. Но вот из-за сопок показался Байкал, ещё несколько километров и мы въезжаем на лёд и едем по льду, по специально оборудованной переправе с дорожными знаками полосами движения. Все пассажиры, не зависимо от национальности (большая часть были иностранцы) хватаются за фотоаппараты и фотографируют-фотографируют, сквозь не совсем чистые стекла, несмотря на то, что машину трясет, полностью игнорируя то, что на Байкал приехали не на один день и сфотографировать лёд возможностей будет масса. И я умом это понимаю, но вокруг безумно красиво, необычно, захватывающе, невозможно не фотографировать.
Толщина льда на Байкале в среднем 1,2 м. Более чем надёжно, если с умом и внимательно. Уверенности добавляет куча машин, носящихся по Байкалу, обгоняющих друг друга. Не знаю, есть ли ещё где-то столько же уазиков, сколько на Ольхоне, у одного из мысов, не в самом популярном месте, насчитала десяток «буханок». И есть ли где-то столько же корейских и китайских туристов. Мы достопримечательности из-за них пробегали мимо, так как сфотографироваться, чтобы они не попали в кадр, было не возможно.
Вообще местные говорят, что туристов с востока привозят их люди, на их транспорте, они приезжают со своей едой, селятся в свои гостиницы и на Байкале от них остаются только фекалии (цитирую автора) а не деньги. В Хужире уже 2жды китайский квартал сжигали. Но вернемся ко льду.
Удивительно, но прозрачный или белый на солнце, после заката он становится голубым. Я не про тот лёд, который под ногами, а про торосы или лёд на скалах (наплески), очень неожиданно и необычно.
А вы слышали когда-нибудь как разговаривает Байкал? А мы слышали, частенько потрескивает, особенно сразу после заката сильно трещит. А ещё иногда едешь, и прямо под тобой как бухнет. Тут главное сохранять спокойствие и понимание, что мгновенно под тобой полуметровая трещина не появится. В крайний день, у нас был очень ранний переход, на рассвете, под нами лёд не только трещал, но и видно было как появляются маленькие трещинки, совсем крошечные, но было не по себе.
Вообще льдом мы не только любовались, мы по нему передвигались большую часть похода. Люди, проехавшие по Байкалу на коньках, как никто вам расскажут, какой он бывает разный. Я и подумать не могла, что вода может замёрзнуть рябью. Ехать по такому льду, как на роликах или самокате по неровному асфальту, можно, но неприятно.
Про коньки.
Историю про коньки можно начать очень за долго до истории о самой поездке. Дело было в сентябре 2018 г., за полгода до поездки.
Ещё стоит рассказать про то, что для походов по озёрам, есть специальные озёрные коньки. У них удлиненное лезвие, для лучшего наката, и они одеваются на обувь, дабы в обычных коньках суровой байкальской зимой можно остаться без ног. Да и для преодоления препятствий на льду (торосов например) быстрее снять с ботинок коньки, чем каждый раз переобуваться. В продаже такие коньки есть, но ценник в районе 4-6 тыс. за пару.
Изготовить коньки на всю группу взялся Егор. В начале января 2019 г. мы встретились на катке, чтобы их испытать. Коньки у Егора получились лёгкие, аккуратные и очень изящные, каждому под ногу были сделаны. Но, к сожалению, 2 пары из 4х прямо на катке и погнулись. И тогда же Семён показал нам коньки, на которых в прошлом году ходили в поход ребята из Перми, конструкция оказалась более простой и надёжной. Тут на выручку пришел мой папа, который и изготовил нам 3 пары коньков, как у Семёна. Егор же решил идти на своих, усилив их алюминиевым уголком. Себестоимость и первых и вторых коньков получилась в районе 500 р, что оказалось значительно дешевле, даже если учесть, что для каждого в итоге было изготовлено 2 пары.
Предисловие закончено, можем вернуться на Байкал. Если хочешь разлюбить коньки, отправляйся на Байкал в поход на коньках. Эта мысль не покидала меня первые 2 дня. Нет, первые полчаса движения было терпимо, но потом ноги начинали заваливаться к центру, дико начинал сначала уставать, а потом болеть голеностоп. Что только не пытались сделать ребята для решения проблемы, как только не пытались вывернуть крепления, чтобы нога не заваливались, и стропы поменяли на более жёсткие, все равно не могла я нормально ехать. В первый день километров 15 промучилась, 10 доходила пешком в ледоступах. На следующий день пересекали пешком о.Ольхон, после обеда опять встали на коньки. Километров 10 всего оставалось проехать, но и их не проехала. Уже разуверились, что мы с байкальскими коньками созданы друг для друга. Было обидно. Последним вариантом было поменять трекинговые зимние сапоги на более жёсткие, но более лёгкие трекинговые ботинки. К счастью, погода позволила это сделать и о чудо, получилось. Я наконец-то стала получать удовольствие от движения, правда моя скорость все равно очень отличалась от скорости парней.
Про погоду начала рассказывать. Нам повезло. Был всего 1 пасмурный день. Был всего 1 день, когда не комфортно было идти на коньках из-за встречного ветра. Ночью было не холоднее -10, днём в районе -3 и всегда солнечно, сильный ветер был только в спину, снег не шел, идеально. А мы готовились на -25 с ветром днем.
Про лису, омуля и другие деликатесы (байки)
Как-то вечером Егор пошел наколоть льда (мы его топили и на нем готовили еду), а на него из темноты 2 глаза смотрят, светятся. Егор не растерялся, включил фонарик и увидел лису. Лиса тоже не растерялась и пошла в нашу сторону, медленно, иногда останавливаясь, но не собираясь сворачивать. Егор ее сфотографировал. Тут уже все собрались, вооружившись палками, льдинами, топором. А лиса продолжала наступать. Покричали, помахали тем, что было в руках, лиса не уверенно, останавливаясь и оглядываясь, всё-таки поменяла направление и побежала в другую сторону...
Неадекватное поведение животного, согласитесь. Семён потом сказал, что на бешеную та лиса была не похожа, скорее прикормленную людьми.
Но на этом история с лисой не закончилась. У Димы была с собой шоколадка…
...Ночью Егор проснулся от того, что кто-то шуршал у палатки. Переборов страх встретиться лицом к морде с неизвестностью, он начал открывать палатку, некто, предположительно все та же лиса предпочла с Егором не встречаться и убежала.
Наутро Дима обнаружил на клапане своего рюкзака следы зубов и когтей, а внутри растерзанную шоколадку. Шоколад после этого сожгли и ещё более тщательно уничтожили все съестные остатки от нас. Больше лисы и другие дикие животные нас не посещали.
Как-то днём посреди Байкала (Малого моря, мы его в тот день пересекали) Дима увидел 2х мужиков и УАЗик. Дима решил полюбопытствовать, чем они занимаются, так как очень много всего интересного было вокруг машины: креветки и рачки валялись на льду, дальше прорубь прямоугольная, а из нее поднимают сеть, в сети омуль, много омуля.
Мужики рассказали, что омуля они вылавливают не законно, что местному населению вылавливать его запретили, разрешили только малым народам, хотя омуля в озере хватит на всех.
Нас угостили 4мя рыбинами, свежевыловленными, самыми крупными, из тех, что отдельно отложены. Продолжаем беседовать. Тут рыбаки замечают в далеко машину, вроде джип, вроде патриот (подумали, что ГИМС) резко подрываются, закидывая в машину только рыбу, бросая сети и весь остальной инструмент. Подъезжает машина, оказывается не ГИМС, мужики возвращаются. Вот так добывают омуля на Байкале. Три рыбины мы пожарили, одну засолили, все съели, свежий омуль прекрасен в любом виде, гарантирую.
Про суп.
Практичная часть для туристов
Вполне закономерно, что в этом походе я стала ответственной за питание. Раскладка на 4ых - это не сложно. Но у меня было одно опасение, что не прокормлю. Со всеми участниками была уже в походах, на соревнованиях и знаю, что именно они все обладают прекрасным аппетитом в любое время суток. Да и Семён рассказал, что в каком-то походе его кто-то не докормил, и он не улыбался, старалась, чтобы все были сыты и довольны.
Решили вместо обеда делать перекусы, а вечером готовить суп и кашу с мясом. Моя первая мысль была, где ж я им столько супов возьму в условиях такого холода, в голове рисовались картины перемороженной, почерневшей картошки, а из супов в голову приходил только рыбный, состоящий из рыбных консервов риса и все. Суп-пакеты тоже не вдохновляли т.к. гущи там особо нет, а бульон получается острый. И тут я вспомнила про жидкую заправку для борща Магги, подумала, ну ладно хотя бы раз в 3 дня можно будет их более или менее нормальным супом кормить. А в магазине вяснилось, что кроме борща, бывает еще солянка, рассольник, щи и харчо.
Рассказываю. Берется такая заправка, она густая, овощная в пакете типа как у майонеза, там написано на 2,5-3 л, но можно и меньше, она не острая, берется рис или вермишель случайным образом, берется мясо (про него сейчас тоже расскажу), после приготовления кладутся сухари, все. И по консистенции и по вкусу отличный суп для зимних и походов.
Круп я брала усиленную порцию. На утреннюю кашу 100 гр. крупы, не считая добавок, на вечернюю 120-130 гр, рожков 150 гр. Сметали все, нет в первые несколько дней, Дима, который завтракать не привык, половину каши оставлял и пару раз мы ее даже выкидывали, но прошло не много времени и вот уже и у него была чистая тарелка по утрам. Хлебцы как-то сначала плохо заходили, хоть и джем с шоколадной пастой к ним прилагался, но потом и их подъехать начали.
Ходили вообще без хлеба, только сухари, зато много. Тут постарались сырьянские бабушки, которые носили работающему там Семёну хлеб и сам Семён, который его насушил. Так же Семён насушил мяса (куриное филе) почти на весь поход. По весу раз в 5 легче тушенки, по вкусу хорошо, главное дать развариться посильнее. Не могу представить, сколько бы весили продукты на выходе, если бы с нами были хлеб и консервы.
Не смотря на то, что еды было много, подъедалось все, только в последний вечер 8 марта в поселке Сарма решили заказать на ужин Позы, местное блюдо, аналог мант. Только после супа, конечно, куда без супа, вся сила в бульоне. До этого я ела позы в свой прошлый приезд на Байкал в 2008г. тогда они мне запомнились, как нечто слишком жирное с обилием лука, тут же позы были вкусные, хотя за 10 лет я стала более искушённым потребителем.
А ещё мы ели местное сало с чесноком, мальчики моих восторгов, наверное, не разделят, я вообще не фанат сала, но это мне понравилось очень, нежное, ароматное, а может я и оголодала к концу похода.
Где-то на Байкале мы встречали вывеску "Позы", а где-то "Буузы", гадали, в чем же разница, предполагали, что данное блюдо на разных берегах малого моря называется по разному. В кафе на обратном пути нашла меню, где были оба этих блюда, у бууз в скобках было написано, что они из рубленного мяса. Погуглила и оказалось, что позы это русское название бурятского блюда буузы. Буузы своим видом напоминают юрту. Такая же круглая форма, такое же отверстие на крыше.
Про домики.
Речи о том, что всю поездку мы будем жить на базах не было, не везде по маршруту они есть, да и опыт зимних ночевок в особенно холодных условиях был. На поход запланировали 5 холодных ночевок подряд, а дальше как получится. У всех с собой был коврик и по 2 спальника, так же был кусок изолона на всю палатку. В первую ночь я надела термобелье, флиску, по 2 шерстяных носка на каждую ногу, на ноги на спальник ещё пуховик надела, под спальники куртку со штанами кинула, грелка у меня с собой была, и ее тоже в спальник закинула, утеплилась по полной программе. Так я поспала пару ночей, потом ночами стало теплее и через пару часов становилось жарко, приходилось раздеваться, на 5ую ночь я не утеплялась совсем.
Потом была ещё 6ая холодная ночёвка экспериментальная, на льду, но не подряд. Совсем не далеко от берега поставили палатку, там, где лёд промерз до дна. Хотели ночью послушать шепот Байкала, не знаю кто как, но я вырубилась сразу, так шёпота и не услышав, иногда только просыпалась, потолкать храпящих соседей, они были явно громче, чем Байкал. Не замёрзли, не промокли той ночью. Утром в палатке была лужа, но под коврами, так что вещи не пострадали.
Хостелы и базы, которые мы повидали за поездку, поражали разнообразием цены и качества. Например в Красноярске мы жили за 350 р с человека, самый обычный хостел, но душевный хозяин и цена ниже, чем в большинстве хостелов России. Потом жили в Хужире за 625 р с человека, 2х этажный домик, нам отдали 2ой этаж, где было 3 комнаты, на первом жили ребята из Питера, общая кухня теплый туалет с душем, в целом хороший дом. Потом был п.Курма. за 750 р с человека комната 4х4, 2 2х этажных и одна одноэтажная кровати, чайник, микроволновая печ, теплый туалет, раковина, душа нет. В раковине я и помылась т.к. мы туда после 5 холодных ночевок пришли. П. Сарма, 500 р. с человека. Комната где-то 6х4, без тамбура, даже не комната, веранда, стеклянная дверь прямо с улицы. Там 2 кровати, диван, стол, комнату отапливает маленький обогреватель, мне там первые пол дня куртку снимать не хотелось. Плитка на 1 конфорку, на которой не мог вскипеть суп, рукомойник с засорившейся раковиной, вода из ведра, туалет типа сортир через двор, баня за дополнительную плату. Зато оттуда мы сходили на прогулку по прекрасной реке Сарме, она течет между хребтами, можно сказать горная река, с порогами. Особенно вниз к Байкалу по ней интересно было ехать.
Шикарный хостел в Иркутске за 540 р, далековато от центра, зато аэропорт через дорогу. Номер с 2х этажными кроватями, но 4х местный, без других постояльцев, огромная кухня с диваном и телевизором. Душ только немного смутил, потому что распологался напротив окна, начинающегося на уровне колен. Вывод: в городах жилье получается дешевле и качественнее, а на Байкале порой платишь за крышу над головой и защиту от ветра.
Про самолёт.
Вылет у нас был ранний в 6.20. а придти надо было за 2 часа до вылета, т.е. в районе 4х. А по московскому времени (-5 часов) это были вообще вчера. Просыпались мы, когда большинство жителей нашего города спать ещё и не ложились.
Семён с нами не летел, Дима и Егор летели первый раз. В самолёте сидели мы все отдельно т.к. каждый хотел лететь у окна.. Сначала долго рассаживали пассажиров, потом самолёт ещё от льда обработку проходил, вылет минут на 40 задержали. Когда начали рассказывать про ремни и маски, я уснула, проснулась, когда набирали высоту над ночным Иркутском. Красиво, ничего конкретного не помню, думаю любой ночной город с высоты птичьего полета в темноте прекрасен. Потом опять уснула. Вскоре начали разносить завтрак. Он поразил меня не сколько вкусовыми качествами, сколько разнообразием, а по калорийности для меня, тянул на полноценный обед. Мне больше всего понравились блинчики с сыром.
В сумерках казалась, что летим над покрытым льдом Байкалом, леса были похожи на участки чистого льда, поля напоминали лёд заснеженный, а дороги и реки - трещины в нем. Где-то позади нежно-розовыми красками, забрезжил рассвет. Лететь становилось все интереснее, рассветало часа 4, и мы и солнце двигались на запад..
Благополучно приземлились в Шереметьево и ещё минут 20 ехали по аэродрому, а там каждые 3 минуту кто-то заходил на посадку и взлетал. Москва встретила нас сильным снегопадом, везде потом была информация, что в Московских аэропортах задерживают рейсы, но мы успели.
Аналогов такого похода ранее не было. Уникальным было все: место, время года в этом месте, способ передвижения. Будет ли еще? Байкал и лед манят, увидев однажды, это невозможно забыть. И потому жди, мы едем!