Найти тему

Трудоспособный коллектив Минского моторного завода – как локомотив

Оглавление

Мы продолжаем серию публикаций под рубрикой «Истории из истории» ("Первый директор", "Первый среди равных" ). И предлагаем вам почитать об основных подразделениях Минского моторного завода. Сегодня речь пойдет о втором механическом цехе.

Михаил Радюк, слесарь второго механического цеха
Михаил Радюк, слесарь второго механического цеха

История создания – нужные знания

Второй механический цех был образован в июле 1962 года и был одним из трех подразделений, которые составили основу Минского моторного завода. Расположился цех в первом дизельном корпусе, где находится и сейчас. Но в те времена ему приходилось делить площади со сборочным конвейером, испытательной станцией, первым цехом. Количество изготавливаемых тогда во втором цехе деталей говорит о сложности производства. Коленвал, распредвал, шатун, коромысло-клапан, вставка камеры сгорания, щит, лист, ось валика коромысла, венец маховика – это далеко не весь их перечень. Разноплановость технологических процессов и их несовершенство тянули за собой организационные сложности.

Александр Баран, шлифовщик второго механического цеха
Александр Баран, шлифовщик второго механического цеха

Самым сложным в цехе был участок коленвала. Качество коленвалов оставляло желать лучшего, деталь часто ломалась. Случалось и так, что по этой причине останавливали конвейер. Неотлаженность техпроцесса, отсутствие безрихтовочных технологий, низкое качество термообработки, большое количество ручных операций по доработке коленвала и многие другие проблемы требовали срочных решений. И их, конечно же, решали. Люди работали на совесть.

Особенно сложным был переход с выпуска двигателей Д-50 на Д-240 в 1971 году. Все делалось без остановки производства на имеющемся оборудовании, модернизация которого шла параллельно и с использованием обходных технологий. Мехобработка отдельных деталей тоже требовала серьезных изменений. Люди работали сутками, переворачивая за смену до 8 тонн металла каждый. Но с объемами справлялись, несмотря на сложные условия труда. Кстати, в то время в подразделении трудилось около 500 человек.

В начале 70-х годов цех, наконец, разгрузили. Во второй дизельный корпус перевели производство коленвала. Основными деталями МЦ-2 остались шатун и распредвал.

Раиса Куропцова, контролер второго механического цеха
Раиса Куропцова, контролер второго механического цеха

Разгрузка цеха позволила повысить культуру производства, улучшить условия труда, а главное – качество продукции. В МЦ-2 был снижен удельный вес ручных работ за счет внедрения мероприятий по механизации и автоматизации производственных процессов. К примеру, был запущен цеховой конвейер.

Вторая половина 80-х годов внесла в производство свои изменения. В 1986 году в цехе было освоено производство распредвала для «Жигулей», а затем стали делать и алюминиевый корпус распредвала. Львиную долю составляло собственное оборудование, собранное из разных цехов, модернизированное и адаптированное под производство. Но было закуплено и новое оборудование: шлифовальные и полировальные станки, печи азотирования. Потом началось освоение деталей для двигателя Д-260: распредвала, шатуна, листа, щита. Программа выпуска была небольшая, поэтому особых трудностей не возникало. Операции по переналадке оборудования, доработке станков выполняли своими силами.

По словам Сергея Константиновича Базарского, одного из бывших руководителей цеха, ныне – главного инженера Минского моторного завода, тяжелым временем были годы госприемки. Тогда представители госучреждений принимали готовую продукцию и перепроверяли ее, несмотря на то, что она уже прошла проверку отдела технического контроля завода. «Нервы были на пределе, – делится С.К. Базарский. – Но это явление себя изжило, так как требования, которые были поставлены перед госприемкой, не обеспечивались технологически. Трудно было, когда в 90-х начался спад производства и все цехи перешли на работу в одну смену. Людей нужно было трудоустраивать, многие увольнялись... Сложное время, но никто руки не опускал».

-4

В период развала СССР и хозяйственной деятельности предприятий предвидение, что многие деловые связи с партнерами прекратятся, подтолкнуло к принятию руководством моторного абсолютно верного решения: организации производства гильзы и поршня на заводе. В 1996 году в МЦ-2 появился участок гильзы, которую раньше поставляла Украина. Постепенно процесс наращивания объемов производства набирал темпы, пока не настало время вводить 2 и 3 смены, набирать людей.

Воспоминания «старожилов» цеха

«Я устроился на завод в 1992 году, на производство распредвала для «Жигулей», а через два года перешел на участок шатуна, – рассказывает теперь уже старший мастер этого участка Валерий Мазаник. – Тогда здесь выпускался только один тип шатуна, сегодня – девять. В 2007 – 2010 гг., работая в две смены, мы (104 рабочих) выпускали 50 – 55 тысяч штук в месяц. Все дни были напряженными, но мы видели результат своего труда, и нам было интересно работать. Иногда задерживали до семи – девяти часов вечера. Больше всего запомнился переход в 2007 году на двухсменный режим работы. У нас была большая текучка кадров, люди работали 2-3 месяца и уходили, не справлялись.

В то время обновлялось оборудование на участке. В 2007 г. для улучшения качества и чистоты обработки шатуна и повышения производительности было приобретено четыре горизонтальных расточных станка СБ830. В 2010 г. было закуплено два хонинговальных двухшпиндельных станка. После освоения детали для малолитражного трехцилиндрового двигателя MMZ-3LD и для полного цикла обработки шатуна именно в МЦ-2 в 2013 г. был введен в эксплуатацию консольно-фрезерный станок с устройством цифровой индикации.

-5

Потом объемы производства упали. Сегодня коллектив участка в составе 43 человек выпускает в месяц 16 – 20 тысяч шатунов. Большинство работающих на участке – женщины. Труд у них тяжелый и интенсивный. Суточное задание сегодня составляет 1050 шатунов, и все они проходят через руки женщин. Вот и оцените напряженность их труда…».

«Начинал я трудовую деятельность на моторном в 1974 году в качестве моториста ЭкЦ, – вспоминает бывший старший мастер участка распредвала, ныне пенсионер Александр Сердюков. – Работал тогда учеником под началом Ивана Парфененко (Герой Социалистического труда). Потом перешел на участок по обработке коленвала, который тогда изготавливали в МЦ-2, а когда деталь передали в шестой механический, я остался во втором цехе работать фрезеровщиком на участке распредвала, спустя время стал мастером. Мы тогда выпускали две модификации детали: 50-ю и 240-ю. На участке в две смены работало 40 человек. Конвейеров еще не было, все станки стояли по кругу, и люди все делали вручную. Потом установили подвесные конвейеры. После этого началось внедрение 245-ой модификации распредвала. Помню время, когда ежедневно у нас в цехе, на участке стальных деталей, бывали директор Иван Яковлевич Воробьев и главный инженер Олег Егорович Жданович. Тогда существовали проблемы с производством оси коромысел. Общими усилиями проблему решили.

В 2007 г. для увеличения производительности и уменьшения брака на участке внедрили 3 универсальных специальных агрегатных станка МС0007. В 2012 г. для обеспечения полного цикла обработки распредвала для двигателя MMZ-3LD было закуплено два специальных токарных станка с ЧПУ 16ГС25. В тот же год для улучшения качества обработки шеек распредвала были установлены два специальных круглошлифовальных станка ГД261. Благодаря им облегчили труд рабочим и улучшили качество деталей. Последними (в 2014 г.) на участок приобрели две установки электротермического оборудования с нагревом ТВЧ производства Словении. Они позволяют делать закалку всех видов распредвала». Все оборудование работает бесперебойно и сегодня, обеспечивая качество изготавливаемых деталей.

Надежда Сушкевич, термист МЦ-2, запускает цикл закалки распредвала на новом оборудовании - установке MFG-250 E
Надежда Сушкевич, термист МЦ-2, запускает цикл закалки распредвала на новом оборудовании - установке MFG-250 E

Коллектив – единое целое

Молодой руководитель Юрий Каршакевич возглавил цех в 2015 году. Его трудовая деятельность на моторном началась в 2001 году после окончания машиностроительного колледжа. Юрий работал токарем на участке гильзы блока цилиндров МЦ-2, затем был мастером, старшим мастером этого участка, в 2009 году был назначен заместителем начальника цеха по производству. Своей основной задачей, как руководителя, Юрий Каршакевич считает повышение эффективности производства, обеспечение благоприятных условий труда и достойной заработной платы его работникам, сохранение положительного морально-психологического климата в коллективе.

Начальник МЦ-2 Юрий Каршакевич проводит совещание со старшими мастерами Александром Сердюковым и Валерием Мазаником
Начальник МЦ-2 Юрий Каршакевич проводит совещание со старшими мастерами Александром Сердюковым и Валерием Мазаником

Сегодня в подразделении работает 150 человек, в том числе 39 женщин. Если раньше проблемы текучести и закрепления кадров остро стояли в цехе, то сейчас их практически нет. Ситуация стабилизировалась.

«Коллектив слаженный, трудоспособный, – говорит начальник МЦ-2 Юрий Каршакевич. – Действует как единое целое. Несмотря на все сложности, он с достоинством справляется с поставленными перед цехом задачами. Я уверен в своих людях, они не из тех, кто подводит».

Сверловщик Валентина Бушма и наладчик Леонид Волосюк
Сверловщик Валентина Бушма и наладчик Леонид Волосюк

Задачей не из легких «окрестил» просьбу отметить лучших работников начальник цеха, потому что считает каждого достойным упоминания. Но все же на участке шатуна в числе лучших он назвал оператора агрегатных станков Ольгу Серпикову, протяжчика Ивана Лукомского, фрезеровщика Владимира Коробова, наладчика Леонида Волосюка. Из молодых и старательных работников отметил наладчика автоматических линий Алексея Дубаневича, наладчика автоматов и полуавтоматов Виталия Шушкевича и токаря-расточника Олега Толмача. На участке распредвала пример в труде показывают операторы станков Анна Карабец и Нина Барабанова, шлифовщик Галина Ковальчук, наладчики Андрей Лапицкий и Василий Ильюшенок. Самыми добросовестными на участке гильзы и мелких стальных деталей являются наладчики Андрей Кувшинников, Андрей Жгуновский и Владимир Шестак, оператор станков с ПУ Сергей Губарь , а также весь небольшой женский коллектив слесарей механосборочных работ, которые выполняют конечные операции на участке.

Ирина Ильюшенок, шлифовщик МЦ-2
Ирина Ильюшенок, шлифовщик МЦ-2

«Многое в подразделении зависит от вспомогательных служб, – говорит Юрий Каршакевич. – В службе энергетика высоким профессионализмом отличаются электромонтеры Валерий Зиновьев, Виталий Адащук и Виктор Кунцевич. В службе механика в числе лучших – слесари-ремонтники Владимир Величко и Сергей Байков, слесаря-инструментальщики Анатолий Карпеко и Андрей Фролов, фрезеровщик Александр Сердюков. Благодарен за понимание и ответственность в выполнении заданий всем работникам служб, благодаря их грамотности, опытности и добросовестности оборудование цеха работает бесперебойно».

Служба энергетика МЦ-2
Служба энергетика МЦ-2

Нет сомнения в том, что сплоченный, работоспособный и надежный коллектив МЦ-2 во главе с молодым, энергичным и целеустремленным руководителем, будет добиваться производственных успехов.

Ольга КОРСАК

Фото автора

#mmz #ммз #распредвал #шатун #подразделенияммз #второймеханическийцех