Мы продолжаем серию публикаций под рубрикой «Истории из истории» ("Первый директор", "Первый среди равных" ). И предлагаем вам почитать об основных подразделениях Минского моторного завода. Сегодня речь пойдет о втором механическом цехе.
История создания – нужные знания
Второй механический цех был образован в июле 1962 года и был одним из трех подразделений, которые составили основу Минского моторного завода. Расположился цех в первом дизельном корпусе, где находится и сейчас. Но в те времена ему приходилось делить площади со сборочным конвейером, испытательной станцией, первым цехом. Количество изготавливаемых тогда во втором цехе деталей говорит о сложности производства. Коленвал, распредвал, шатун, коромысло-клапан, вставка камеры сгорания, щит, лист, ось валика коромысла, венец маховика – это далеко не весь их перечень. Разноплановость технологических процессов и их несовершенство тянули за собой организационные сложности.
Самым сложным в цехе был участок коленвала. Качество коленвалов оставляло желать лучшего, деталь часто ломалась. Случалось и так, что по этой причине останавливали конвейер. Неотлаженность техпроцесса, отсутствие безрихтовочных технологий, низкое качество термообработки, большое количество ручных операций по доработке коленвала и многие другие проблемы требовали срочных решений. И их, конечно же, решали. Люди работали на совесть.
Особенно сложным был переход с выпуска двигателей Д-50 на Д-240 в 1971 году. Все делалось без остановки производства на имеющемся оборудовании, модернизация которого шла параллельно и с использованием обходных технологий. Мехобработка отдельных деталей тоже требовала серьезных изменений. Люди работали сутками, переворачивая за смену до 8 тонн металла каждый. Но с объемами справлялись, несмотря на сложные условия труда. Кстати, в то время в подразделении трудилось около 500 человек.
В начале 70-х годов цех, наконец, разгрузили. Во второй дизельный корпус перевели производство коленвала. Основными деталями МЦ-2 остались шатун и распредвал.
Разгрузка цеха позволила повысить культуру производства, улучшить условия труда, а главное – качество продукции. В МЦ-2 был снижен удельный вес ручных работ за счет внедрения мероприятий по механизации и автоматизации производственных процессов. К примеру, был запущен цеховой конвейер.
Вторая половина 80-х годов внесла в производство свои изменения. В 1986 году в цехе было освоено производство распредвала для «Жигулей», а затем стали делать и алюминиевый корпус распредвала. Львиную долю составляло собственное оборудование, собранное из разных цехов, модернизированное и адаптированное под производство. Но было закуплено и новое оборудование: шлифовальные и полировальные станки, печи азотирования. Потом началось освоение деталей для двигателя Д-260: распредвала, шатуна, листа, щита. Программа выпуска была небольшая, поэтому особых трудностей не возникало. Операции по переналадке оборудования, доработке станков выполняли своими силами.
По словам Сергея Константиновича Базарского, одного из бывших руководителей цеха, ныне – главного инженера Минского моторного завода, тяжелым временем были годы госприемки. Тогда представители госучреждений принимали готовую продукцию и перепроверяли ее, несмотря на то, что она уже прошла проверку отдела технического контроля завода. «Нервы были на пределе, – делится С.К. Базарский. – Но это явление себя изжило, так как требования, которые были поставлены перед госприемкой, не обеспечивались технологически. Трудно было, когда в 90-х начался спад производства и все цехи перешли на работу в одну смену. Людей нужно было трудоустраивать, многие увольнялись... Сложное время, но никто руки не опускал».
В период развала СССР и хозяйственной деятельности предприятий предвидение, что многие деловые связи с партнерами прекратятся, подтолкнуло к принятию руководством моторного абсолютно верного решения: организации производства гильзы и поршня на заводе. В 1996 году в МЦ-2 появился участок гильзы, которую раньше поставляла Украина. Постепенно процесс наращивания объемов производства набирал темпы, пока не настало время вводить 2 и 3 смены, набирать людей.
Воспоминания «старожилов» цеха
«Я устроился на завод в 1992 году, на производство распредвала для «Жигулей», а через два года перешел на участок шатуна, – рассказывает теперь уже старший мастер этого участка Валерий Мазаник. – Тогда здесь выпускался только один тип шатуна, сегодня – девять. В 2007 – 2010 гг., работая в две смены, мы (104 рабочих) выпускали 50 – 55 тысяч штук в месяц. Все дни были напряженными, но мы видели результат своего труда, и нам было интересно работать. Иногда задерживали до семи – девяти часов вечера. Больше всего запомнился переход в 2007 году на двухсменный режим работы. У нас была большая текучка кадров, люди работали 2-3 месяца и уходили, не справлялись.
В то время обновлялось оборудование на участке. В 2007 г. для улучшения качества и чистоты обработки шатуна и повышения производительности было приобретено четыре горизонтальных расточных станка СБ830. В 2010 г. было закуплено два хонинговальных двухшпиндельных станка. После освоения детали для малолитражного трехцилиндрового двигателя MMZ-3LD и для полного цикла обработки шатуна именно в МЦ-2 в 2013 г. был введен в эксплуатацию консольно-фрезерный станок с устройством цифровой индикации.
Потом объемы производства упали. Сегодня коллектив участка в составе 43 человек выпускает в месяц 16 – 20 тысяч шатунов. Большинство работающих на участке – женщины. Труд у них тяжелый и интенсивный. Суточное задание сегодня составляет 1050 шатунов, и все они проходят через руки женщин. Вот и оцените напряженность их труда…».
«Начинал я трудовую деятельность на моторном в 1974 году в качестве моториста ЭкЦ, – вспоминает бывший старший мастер участка распредвала, ныне пенсионер Александр Сердюков. – Работал тогда учеником под началом Ивана Парфененко (Герой Социалистического труда). Потом перешел на участок по обработке коленвала, который тогда изготавливали в МЦ-2, а когда деталь передали в шестой механический, я остался во втором цехе работать фрезеровщиком на участке распредвала, спустя время стал мастером. Мы тогда выпускали две модификации детали: 50-ю и 240-ю. На участке в две смены работало 40 человек. Конвейеров еще не было, все станки стояли по кругу, и люди все делали вручную. Потом установили подвесные конвейеры. После этого началось внедрение 245-ой модификации распредвала. Помню время, когда ежедневно у нас в цехе, на участке стальных деталей, бывали директор Иван Яковлевич Воробьев и главный инженер Олег Егорович Жданович. Тогда существовали проблемы с производством оси коромысел. Общими усилиями проблему решили.
В 2007 г. для увеличения производительности и уменьшения брака на участке внедрили 3 универсальных специальных агрегатных станка МС0007. В 2012 г. для обеспечения полного цикла обработки распредвала для двигателя MMZ-3LD было закуплено два специальных токарных станка с ЧПУ 16ГС25. В тот же год для улучшения качества обработки шеек распредвала были установлены два специальных круглошлифовальных станка ГД261. Благодаря им облегчили труд рабочим и улучшили качество деталей. Последними (в 2014 г.) на участок приобрели две установки электротермического оборудования с нагревом ТВЧ производства Словении. Они позволяют делать закалку всех видов распредвала». Все оборудование работает бесперебойно и сегодня, обеспечивая качество изготавливаемых деталей.
Коллектив – единое целое
Молодой руководитель Юрий Каршакевич возглавил цех в 2015 году. Его трудовая деятельность на моторном началась в 2001 году после окончания машиностроительного колледжа. Юрий работал токарем на участке гильзы блока цилиндров МЦ-2, затем был мастером, старшим мастером этого участка, в 2009 году был назначен заместителем начальника цеха по производству. Своей основной задачей, как руководителя, Юрий Каршакевич считает повышение эффективности производства, обеспечение благоприятных условий труда и достойной заработной платы его работникам, сохранение положительного морально-психологического климата в коллективе.
Сегодня в подразделении работает 150 человек, в том числе 39 женщин. Если раньше проблемы текучести и закрепления кадров остро стояли в цехе, то сейчас их практически нет. Ситуация стабилизировалась.
«Коллектив слаженный, трудоспособный, – говорит начальник МЦ-2 Юрий Каршакевич. – Действует как единое целое. Несмотря на все сложности, он с достоинством справляется с поставленными перед цехом задачами. Я уверен в своих людях, они не из тех, кто подводит».
Задачей не из легких «окрестил» просьбу отметить лучших работников начальник цеха, потому что считает каждого достойным упоминания. Но все же на участке шатуна в числе лучших он назвал оператора агрегатных станков Ольгу Серпикову, протяжчика Ивана Лукомского, фрезеровщика Владимира Коробова, наладчика Леонида Волосюка. Из молодых и старательных работников отметил наладчика автоматических линий Алексея Дубаневича, наладчика автоматов и полуавтоматов Виталия Шушкевича и токаря-расточника Олега Толмача. На участке распредвала пример в труде показывают операторы станков Анна Карабец и Нина Барабанова, шлифовщик Галина Ковальчук, наладчики Андрей Лапицкий и Василий Ильюшенок. Самыми добросовестными на участке гильзы и мелких стальных деталей являются наладчики Андрей Кувшинников, Андрей Жгуновский и Владимир Шестак, оператор станков с ПУ Сергей Губарь , а также весь небольшой женский коллектив слесарей механосборочных работ, которые выполняют конечные операции на участке.
«Многое в подразделении зависит от вспомогательных служб, – говорит Юрий Каршакевич. – В службе энергетика высоким профессионализмом отличаются электромонтеры Валерий Зиновьев, Виталий Адащук и Виктор Кунцевич. В службе механика в числе лучших – слесари-ремонтники Владимир Величко и Сергей Байков, слесаря-инструментальщики Анатолий Карпеко и Андрей Фролов, фрезеровщик Александр Сердюков. Благодарен за понимание и ответственность в выполнении заданий всем работникам служб, благодаря их грамотности, опытности и добросовестности оборудование цеха работает бесперебойно».
Нет сомнения в том, что сплоченный, работоспособный и надежный коллектив МЦ-2 во главе с молодым, энергичным и целеустремленным руководителем, будет добиваться производственных успехов.
Ольга КОРСАК
Фото автора
#mmz #ммз #распредвал #шатун #подразделенияммз #второймеханическийцех