Найти тему
Aut disce, aut discede

Soft skills, или какие компетенции развивать в мире роботов

Оглавление

Последние годы искусственный интеллект, самообучающиеся нейросети и роботы все чаще наступают на святая святых человека — сферу его профессиональной деятельности. И вроде бы со сборщиками на заводах стран третьего мира все и так давно понятно, как, в принципе, и с охранниками или продавцами-кассирами, то нейросети, которые пишут текст или музыку, кодят или рисуют, вселяют неподдельный страх, замахиваясь на основы трудового мироздания.

Если серьезно, то вы наверняка читали материалы о том, как скоро всех нас заменят технологии и неясно, что будет в будущем, когда большая часть человечества останется без работы. Простор для полета фантазии здесь такой, что хватит на пару сезонов “Черного зеркала”. Но что делать, чтобы тебя не заменили или заменили в числе последних? Один из популярных ответов — качать софт скиллы.

Что такое soft skills?

Существует деление навыков на жесткие и гибкие (от английского hard и soft). Жесткие навыки — это профессиональные технические навыки, которые легко определить и можно наглядно показать. Например, программирование на С++, английский язык, скорость набора текста. Гибкие (временами называют еще “мягкие”) — надпрофессиональные личностные навыки. Их сложнее измерить и продемонстрировать, относятся к ним креативность, коммуникабельность и умение договариваться, самоорганизация и личная эффективность, умение быстро обучаться и т.п.

На курсы развития этих качеств в больших компаниях отправляют и бухгалтеров, и программистов, и менеджеров — в общем всех, на кого хватит бюджета на обучение. Ну и кому в теории будет полезно. Пишу это без скепсиса. Само по себе умение говорить не значит что вы коммуникабельны и эффективно взаимодействуете с другими. На деле почти в каждом коллективе есть определенные трудности с общением, связанные с рабочими моментами (“Ты мне не помог вчера, я тебе не буду помогать никогда”) и личностными качествами (когда человек просто мудак).

Так вот, обучить роботов soft skills невероятно сложно. Не потому что они бездушные железяки, а потому что в них гораздо больше переменных и сложнее алгоритмизация. Это если не брать во внимание философское понятие личности и предвзятость в отношении машин.

-2

В предыдущей статье, я писал о самых важных моментах при смене профессии. Так вот, софт скиллы важны почти на любой работе и их развитие может и должно быть включено и в профессиональную подготовку. В вузах этого нет, там вы просто как умеете социализируетесь в коллективе однокурсников. На курсах подготовки для того же ИT часто в рабочие группы вводят скрам-мастеров, чтобы с их помощью участники эффективнее взаимодействовали друг с другом. Но этого недостаточно. Развитие личностных навыков — это в первую очередь личная задача (парадокс? нет, просто тавтология). Да, есть курсы, книги, видео почти обо всех навыках на свете, но это просто информация. Без осознанной и регулярной практики она бесполезна.

Какие софт скиллы качать в первую очередь?

Можно найти различные рейтинги, например, LinkedIn, профессиональная соцсеть, каждый год составляет список самых востребованных софт и хард скиллов. В 2020 г. в число самых важных soft skills вошли:

  • Креативность
  • Умение убеждать
  • Командная работа, умение сотрудничать с другими
  • Адаптивность/гибкость
  • Эмоциональный интеллект

Это на основе данных в вакансиях и профилях кандидатов. Понятно, что эти навыки нужны далеко не всем. Стоит ли разработчику развивать креативность? Вопрос риторический. Поэтому гуглить такие списки лучше в разрезе самых нужных навыков для конкретной профессии.

Если же все-таки хочется универсальности, мой личный топ-3 метанавыков выглядит так.

Не быть мудаком

-3

Это обобщенный пункт, который подразумевает навыки коммуникации, командной работы и отношение к тому, что ты делаешь и как. Только в фильмах бывает так, что засранец главный герой всех бесит, но другие мирятся с этим, ведь он мегапрофессионал. В реальности таких “мегапрофессионалов” единицы. А держат на работе мудаков только если это родственники/друзья владельца бизнеса или дела компании идут так, что кроме мудаков никто туда не идет. Но тогда вопрос в другом — по пути ли вам с таким бизнесом.

В моей практике не встречались люди, которые вот прям никак не могут коммуницировать и работать с другими. Просто прямой подход не работает ко всем. Один громче всех кричит на ежедневной 5-минутке, другой молчит, но позже выдает тонну комментариев в джире (это такая программа для управления проектами), третий вообще сказался больным и не пришел на собрание или пил в это время кофе в ближайшей забегаловке. Чужая душа потемки. Но большинство все-таки умеет адекватно коммуницировать и работать с другими и под мнимым социальным грузом худо-бедно это делает.

Что конкретно подразумевает этот важнейший навык? Я бы сказал — открытость. Не забиться в угол и просто выполнять свои обязанности, слать всех, кто просит о помощи, лесом, и отмалчиваться на общих собраниях, понимая, что принимаемые решения далеки от идеала. Оно ведь и работать будет интереснее, если понимаешь, что ты не винтик с одной функцией, а влияешь на компанию, развитие других, причастен к чему-то большему, чем просто монотонный труд.

Как этот сложный навык развивать? Есть куча книг по коммуникациям, можете начать с классики, типа Чалдини и Карнеги, или чего-то более нового, типа Пола МакГи. Не пойдет — не надо насиловать себя. Старайтесь просто не закрываться от других в рабочей коммуникации, объясняйте, помогайте, если это не желание залезть на голову. А разделить личное и профессиональное вы всегда можете, просто попросив не переступать черту.

Гибкость/Адаптивность

-4

Здесь соглашусь с Линкедином. Как менеджер часто у линейных исполнителей замечаю полное отсутствие гибкости. Человека как научили что-то делать (не всегда правильно или оптимально), так он это и делает. Классифицировать, упрощать, находить другие подходы, пробовать новое — этого всего может не уметь абсолютный новичок, который пока что только смотрит и повторяет. Но когда люди с опытом работы из года в год делают что-то лишь потому, что привыкли именно так — это не нормально. Само по себе желание упростить, обойти или поступить по-другому, чтобы делать меньше в итоге, является эволюционным преимуществом человека.

То же самое касается людей, которые мыслят категориями проблем, а не решений. Это когда человек не может справиться с какой-то задачей, но не перебирает решения, а носит куда только может саму проблему. Конечно, есть случаи, где на уровне исполнителя невозможно ее решить, но согласитесь, есть большая разница между: “Я проверил так, попробовал так и сделал еще так, но ничего не сработало, надо твоя помощь с...”, — и: “Оно не работает, я не знаю почему, помоги”.

Как развивать гибкость? Во-первых, качать экспертизу, то есть быть открытым новому, что перекликается с навыком номер 1. Во-вторых, стараться понимать как работает вся система, часть работы в которой выполняете вы. Без этого нельзя увидеть всю картину и следовательно понять, как можно сделать по-другому, если что-то не работает. В-третьих, учиться модному навыку problem solving — решению проблем. Посмотрите YouTube по запросу или начните с Трейси “Действуй разумно!”, Дахигга “8 правил эффективности” или любой другой книги, которая приглянется лично вам.

Продуктивность

-5

Организованность и эффективность — составляющие этого навыка. По-модному еще можно назвать тайм-менеджментом.

Начав руководить командой, я первое время удивлялся, как некоторые люди могут обходиться без элементарных средств организации собственного времени — того же бумажного ежедневника хотя бы. И дело здесь не в том, что поколение Z привыкло полагаться на электронные носители, отнюдь. Каким бы ни было само средство человек просто ленится его использовать. Мол: "Что менеджер скажет, то и буду делать". У меня нет объяснения почему это так, только догадки. Но есть простые истины, которые почему-то очевидны далеко не всем.

  • Эффективность начинается с планирования.
  • Эффективность — это не как сделать больше, а как сделать умнее.
  • Планирование начинается с учета времени и ресурсов.
  • Время и ресурсы ограничены, важно ставить приоритеты.
  • Что не записано — забыто.

Про планирование напишу отдельную статью, поскольку тема реально важная и нужная, а здесь уже много букв и так получилось:)

Эпилог

Гибкие навыки не зависят от профессии, они так или иначе нужны всем, кто стремится построить карьеру хочет профессионального развития. Дело не в роботах, а в том, что целостно качаться как профессионал и личность.

Тренировать их можно неосознанно — это когда вы попадаете в разные рабочие ситуации и действуете интуитивно, или специально — обучаясь и практикуясь. Каким бы путем вы не шли, самое главное — быть открытым новому, гибким и стремиться к продуктивности.