Давно не заносило нас в детские песочницы. Степан ещё в бытность карапузом бывал в них редким гостем. При его фантазийности и моторности мы чаще познавали мир, нарезая круги по ближним и дальним территориям. Потому в своё время мамские разговоры на бортике (скамеечке) я почти все пропустила.
А тут довелось. В семь лет у парня свой интерес к песку и камням. Накануне он с упоением копал тоннели и залежи (бес)полезных ископаемых в компании трёхлеток. Пока я вежливо отмалчивалась и кивала в компании их мам.
Не буду пересказывать все разговоры этого томного вечера. Фабула его развивалась в плоскости трёх допущений: всё можно / всё нельзя / сейчас можно, а поговорим потом. Понятно, что я говорю #о детях ? Потому как по высокому слогу и накалу страстей всё это местами очень напоминало древнегреческую драму. Или скорее трагикомедию.
Представим возможный диалог:
- Нам можно всё тащить в рот. Не всё полезно, что туда полезло…но ведь песок - это органика! (самая томная мама) - остальные после этой фразы переглядываются.
- Я ничего не разрешаю! Ни есть, ни брать игрушки у других, ни отнимать что-либо у них же! (самая высокопоставленная мама) – после этой фразы все присутствующие (и дети, и их родительницы) вжимаются кто в песок, кто в скамеечку.
- Я со своим дома поговорю. У ребёнка должна быть свобода выбора и действий. Но все корректировки - не на людях! (мама в очках и с книжкой подмышкой) – все единодушно кивают, но губы поджимают.
- Сам! Всё сам! Как же иначе? Он же мальчик! Я, конечно, отчасти за новую этику…но, Боже упаси! Котик, иди сюда, мама тебе вытрет ротик! (да, это томная мама) – ухмылки продолжаются.
- Пусть только попробует! Есть лопата – бери и копай. Меньше слов, больше дела! (мама-генералиссимус) – вопросов ни у кого не возникает.
- С детьми надо разговаривать! Надо им всё объяснять! (ботаническая мать) – кислые и скучные лица.
И так по кругу несколько актов.
Пока в какой-то момент не возникает пауза. Театральная. Тут все присутствующие мамы понимают, что пазл не складывается. И одно звено здесь явно лишнее…по возрастному признаку. Так вот почему нет единодушия в их рядах! Они-то трёхлетки. А этот мальчик семи лет (школьник, прости, Господи!) чей?! И тут вжимаюсь в скамеечку я.
Никогда не была любительницей споров и дебатов. По принципу: «Каждый суслик в своём огороде агроном». Видимо, по этой причине транслирую здесь свои умозаключения.
На удачу, к моменту Х, когда все взоры были устремлены на меня, у Степана иссяк интерес к геологии. Своим «Мама, не пора ли нам?» он, конечно, украл у меня всю славу этого вечера. Но я с облегчением вышла из света софитов и выдохнула.
Что думаю я по этому поводу? Да, я со всеми согласна! И в каждой маме я увидела себя. В разное время, в разных ситуациях. Я напишу потом тезисно: Что моему ребёнку можно / нельзя. Можно?