Найти в Дзене

Владимирская Богоматерь. Русская или греческая?

Оглавление

Владимирская икона Божьей матери считается самой древней русской иконой, которая датируется аж 12 веком.

Неужели за два века русская иконопись достигла таких высоких результатов? Ведь только относительно недавно в 988 году произошло крещение Руси, где об образах Христа и Богоматери слыхом не слыхивали. Да это еще ладно, не беда. Не было учреждений, где бы обучали мастерству живописи вообще.

Но эта икона действительно 12 века. Но она не совсем русская. Изначально — греческая, точнее, византийская.

С приходом христианства на Русь пришла и необходимость в строительстве церквей, в украшении церквей фресками, мозаиками на византийский манер. А на Руси всего этого не знали, не умели. Вот и приглашали на Русь греческих зодчих, иконописцев, которые строили, рисовали, да и попутно обучали этому мастерству русских способных к таким искусствам молодцев. Так и стала развиваться русская школа иконописи. Наши мастера переиначивали на свой, порой, немного самобытный манер иконописные образы.

Иконы не только писали новые, но и поновляли старые.

Так выглядит старая икона, которую и поновляли
Так выглядит старая икона, которую и поновляли

Почему же иконы темнели?

Все дело в природном лаке, олифе, который темнел со временем, где-то примерно через 70-80 лет. Вот и поновляли — поверх потемневшего слоя прописывали свежий. Нет, еще не умели реставрировать, счищая аккуратно потемневший слой, а прям сверху рисовали, порой отлично от техники предыдущего автора, а порой и вообще другой сюжет.

Нашу Владимирскую икону Божьей Матери обнаружили в 20 веке в очень плачевном состоянии: потемневшую, в оправе. А стали расчищать — не могли налюбоваться! Но было обнаружено, что многие участки прописаны в разных стилях. Видимо, это другие мастера прописывали потемневшие со временем участки.

Единственная область, оставшаяся нетронутой с 12 века, то бишь, оригинал это лики Богоматери и младенца!

Вы и сами невооруженным глазом можете заметить эту разницу в технике письма между ликами и всем остальным
Вы и сами невооруженным глазом можете заметить эту разницу в технике письма между ликами и всем остальным

И написание ликов принадлежит неизвестному греческому мастеру, который написал эту икону в Византии в 12 веке.

Как же она попала на Русь?

А попала она на Русь как подарок князю Мстиславу Владимировичу, а затем какое-то время находилась в монастыре, откуда Андрей Боголюбский решил вывезти ее в свою резиденцию в селе Боголюбово. Но как гласит легенда, по пути, кони, везшие икону, вдруг остановились и никак не хотели ехать дальше. Неподалеку находился город Владимир, где Андрей Боголюбский и решил оставить икону в Успенском соборе. Посчитал, что на это дан ему был знак свыше.

Отсюда и ее название - Владимирская.

Икону почитали как чудотворную. Ее даже несколько раз переносили из Владимира в Москву во время нашествий татаро-монгол. Но потом она окончательно так в Москве и осталась.

С сентября 1999 года Владимирская икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах на территории Государственной Третьяковской галереи.

Храм, кстати, действующий, где проходят богослужения
Храм, кстати, действующий, где проходят богослужения

На своем канале я рассматриваю интересные моменты из мира искусства, подписывайтесь на мой канал , чтобы ничего не пропустить!

И лайк поставьте. Что, я зря писала?)