Как купить туристическую путевку дешевле
Белогорье — удивительное место на юге Воронежской области. Здесь, в меловых скалах над высоким берегом Дона, расположен самый большой в России пещерный храм.
Чуть менее 700 километров от Москвы весело пролетели под лучшие хиты ВИА "Infected Mushroom". Качественное дорожное покрытие внушало умеренный оптимизм. Уже стемнело, когда мы въехали в Павловск — ближайший к цели нашего назначения населенный пункт с единственным свободным номером в отеле.
Будучи найденным, отель в двухэтажном бараке на темной, безлюдной улице и без автостоянки, оптимизма не внушил. Идея подсвечивать дорогу ко входу при помощи встроенного фонарика HTC One X показалась сомнительной. К счастью, в Павловске нашелся и другой ночлег — со скромным названием "Гранд-отель". Стандарный четырехзвездочный сервис, ресторан, парковка — и всего на 500 рублей дороже (в первоначальном варианте номер стоил около 2000). Все было хорошо, но под утро я обнаружил на ресепшене нескольких полицейских, которые пытались получить записи камер наблюдения, в связи со случившимся перед входом в ресторан криминальным событием. Увы, несмотря на красоты природы, Воронежская губерния не способствует неосторожным поступкам.
Наутро "гармин" бодро взял след через потертые жизнью и усыпанные колдобинами окраины Павловска, чтобы привести наш нас к берегу бесконечной воды. Разлившись, Дон покинул свои берега, скрыв под мутной водной пленкой наводные мосты. Пришлось разочарованно ехать обратно — к трассе М4, чтобы оттуда заехать в Белогорье штатным, накатанным туристическим маршрутом. Пьем утренний кофе на мосту через Дон.
Дорога вскоре приводит нас в село Белогорье.
У центральной достопримечательности — площади между магазином и дворцом культуры — встречаем московских велотуристов из клуба "Караван".
Бодрая разведка грунтовок в низине вдоль Дона подтверждает мысль — дорогу в Белогорье просто так не найти! Очередная дорога снова закончилась разлившейся рекой. Спрашиваем дорогу у местных жителей.
Снова возвращаемся к магазину, снова спрашиваем правильный путь...
Вроде поняли куда ехать. Через пару километров дорога столь настойчиво уходит по холмам полуметровыми колеями в безоблачное синее небо, а вслед за тем — в глубокие что овраги, что решаем снова вернуться... На обратном пути, к своему удивлению, встречаем "Десятку" с табличкой "Монастырь" и иконостасом под лобовым стеклом. В машине оказались настоятель и батюшка Белогорского Воскресенского монастыря. С Божьей помощью, "десятка" впереди нас играючи преодолела несколько километров сумасшедших грунтовок, каждая из которых будет непроходима без MT-резины и 33их колес во время дождя, приведя нас к высокому берегу Дона. Тут, в бескрайней меловой толще обустроен самый большой в нашей стране подземный храм.
Глубина ходов храмового комплекса составляет 70 метров, он имеет 5 уровней, и с каждого из них прежде был выход к коридору, ведущему на противоположный берег Дона. В настоящее время протяженность ходов сократилась с дореволюционных 2200 метров до 900 метров. Удивительно, но этот храм был построен по инициативе местной жительницы — Марии Шерстюковой во второй половине 19 века. Местные жители собрались все вместе, и, заручившись поддержкой церкви, выкопали этот невероятный подземный комплекс. Так на свет появился Белогорский Воскресенский мужской монастырь.
Впрочем, поначалу внешне ничто особо не выдает его присутствие, кроме блестящего свежей краской административного корпуса, да монаха с косой. Все наземные строения храма были решительно взорваны в советское время, гигантское подземелье было осквернено местными жителями. Ведущие на другой берег Дона коридоры были обсыпаны во время Второй Мировой войны. Восстановительные работы начались в середине двухтысячных годов, и В настоящее время подземелья раскапывают и очищают от скверны несколько монахов-добровольцев. Вот тут, например, был небольшой каменный храм.
Машина с такой наклейкой стояла на туристической парковке у храма.
Тут же оставили свои велосипеды велотуристы.
В храме ведутся восстановительные работы. Монахи работают втроем, возможно, кто-то еще помогает, но работы идут не очень большими темпами — слишком большие разрушения нанесли храму почти 100 лет забвения.
Также активно идет восстановление взорванной при Хрущеве надвратной части.
Колокола
Фотосъемка в храме нам была запрещена, благословили только на пару кадров на балконе одного из уровней.
Один из входов в храм.
Настоятель рассказывает о трагическом прошлом этого места.
С каждого яруса открывается чудесный вид на Дон и окрестности.
Вид в другую сторону
Глядя на эти тоннели, достигавшие двухкилометровой длины, поражаешься решительности и силе воли их создателей.
В меловой толще
Что сделали с храмом во время забвения? Хорошо видно на этой фото.
Вокруг монастыря — бескрайние холмы да поля.
Арбузное поле на высоком берегу Дона.
В низине находится крошечная деревушка на несколько домов, через которую и идет дорога к монастырю.
Большинство из тех, кто приезжает на легковых автомобилях, оставляет машину даже не доезжая этой деревни.
Российская идиллия
Меловой столб над Доном
С высоких берегов Дона открываются чудесные виды.
Вид на разлившийся Дон.
Проходимая летом, короткая дорога в Павловск полностью затоплена
Вот оно какое, Белогорье!
Вид на Дон
Санта и снег
На горе установлен крест
Пейзаж
Под ногами — почти отвесные меловые скалы.
Панорама Белогорья
Разведав еще одну короткую дорожку, мы чуть не засадили Санту в большой луже, зато приехали к источнику. Сам источник был закрыт, но ключи бьют там из под земли прямо в ручье перед ним.
Это место напомнило мангровые заросли на тропических островах.
Лук на память. С этой стороны машина почти чистая...
Зато левой стороной мы попали в колею.
Местные жители охотно подсказывают дорогу, всегда заканчивая фразой "а дальше спросите!" Говор у местных непривычный — сразу вспоминаешь, что в этих местах традиционно жили казаки.
Местная жизнь течет размеренно, очень напоминая Суматру.
Тем временем, мы уже двигались в сторону следующей точки — расположенного в 60-и километрах женского монастыря в Костомарово. Но это — тема для следующего поста!