Хочешь открыть кальянную? Я думаю каждый студент об этом мечтал.
В России тысяча кальянных, но эта индустрия продолжает набирать обороты.
Как выжить в такой конкуренции и стоит ли сейчас заходить в этот бизнес?
Наверное, каждый кто любит покурить кальян не раз ловил себя на мысли «а почему бы и не открыть свою кальянную?» Но как правильно все организовать и в какую сумму выльется мечта? Попробуем разобраться в этом вопросе!
Расцвет кальянных, как отдельных заведений, пришёлся на 2014 год, произошло это в связи с принятием закона о табакокурении. Законом, принятым в 2014 году, курение в общественных местах было запрещёно, и это послужило толчком для открытия специализированных заведений для любителей расслабиться в компании дымного кальянчика.
Обычные кальянные попадаются на каждом шагу. Хорошие кальянные встречаются реже. Предпринимателям часто кажется, что дымный бизнес проще других, но это совсем не так. Да что уж там предприниматели? Уже на протяжении последних лет 5, наверное, каждый второй школьник/студент, у которого есть какие-то сбережения считает, что это легко и пытается открыть кальянную, а потом чаще всего прогорает... Это тоже бизнес и к данному виду деятельности нужно относиться так же серьезно, как и к любому другому. Кальянных сейчас очень много в стране, но это не мешает заходить на рынок новым игрокам. Подводных камней здесь хватает, но при грамотных действиях можно создать очень качественное заведение, которое будет приносить серьезные деньги.
Бизнес с нуля или франшиза?
У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. Бизнес с нуля — это более высокий риск, но при этом самостоятельность, независимость и отсутсвие первоначальных взносов и дальнейших роялти. А франшиза — это в первую очередь поддержка, быстрая окупаемость, узнаваемость бренда, более легкий старт и сопровождение помощи и поддержки ведения бизнеса, но это также ограниченность в действиях и строгое соблюдение требований к вашему бизнесу.
Если у вас уже был опыт открытия своего дела, а также есть оригинальная идея и деньги и при этом вы реально шарите в кальянной индустрии — начинайте свой бизнес. Если это ваш первый бизнес, но в вашем регионе большие перспективы — выбирайте франшизу. Мы рассмотрим в данном кейсе открытие собственной кальянной на 20 посадочных мест. Не самая большая, но и не маленькая.
Расцвет кальянных, как отдельных заведений, пришёлся на 2014 год, произошло это в связи с принятием закона о табакокурении. Законом, принятым в 2014 году, курение в общественных местах было запрещёно, и это послужило толчком для открытия специализированных заведений для любителей расслабиться в компании дымного кальянчика.
Соблюдение законов
Несмотря на то, что по закону кальянный клуб должен предлагать только услуги по курению кальяна, без меню блюд и напитков, большинство лаундж-баров кормит своих гостей, называясь при этом рестораном с лаундж-зоной. Ведь большинство компаний приходят в такие заведения не только покурить кальян, но и отдохнуть, пообщаться с друзьями, соответственно, и поесть при этом.
Кальянная — это прежде всего табак. А табак попадает под действие закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Поэтому нужно соблюдать особые требования к месторасположению, соседству с едой и пожаробезопасности.
Логика простая — дым причиняет вред окружающей среде и людям. Поэтому по закону нельзя располагать кальянные там, где люди живут, отдыхают или проводят много времени. Конечно, открывать кальянную в больнице, университете, театре или спортзале вряд ли кому-то придет в голову. В основном владельцы бизнеса посматривают в сторону кафе, ресторанов, жилых домов. Но по закону кальянные там располагать тоже нельзя.
Подбор помещения
При выборе места стоит обратить внимание на расположение и квадратуру помещения, конечно это все будет зависеть от целевой аудитории, на которую вы хотите работать. Подойдут как и спальные тихие районы, так и центральная часть города, но я бы отдал предпочтение солидным кальянным в центре города. Все-таки «подвальные» кальянные — это культ 2014-16 годов, когда они открывались в каждом подвале и в каждом жилом доме. Сейчас же кальянные, как отдельные заведения в черте города, гораздо более популярны и пользуются спросом нежели подвальные. Нужно понимать, что соседство с кафе и барами будет играть только на руку. А вот наличие других кальянных рядом может стать проблемой, конкурирующие заведения будут «забирать» часть потока людей. Важно, чтобы рядом находились различные бизнес-центры и торговые центры, откуда пойдут потенциальные клиенты, также будет большим плюсом недалекое расположение кальянной от метро. Все эти факторы нужно учесть, так как они потенциально могут увеличить поток людей и соответсвенно будущую прибыль. Еще возьмите себе на заметку наличии свободной площади на улице прямо рядом с кальянной. Вы можете летом приобрести лицензию на размещение веранд и соорудить ее, тем самым искусственно создав еще процентов 30 новых посадочных мест.
О площади будущей кальянной можно рассуждать долго. Здесь не работает закон «чем больше свободного места — тем круче». Все будет зависеть от тематики будущего заведения и от обстановки. Я лично ходил в маленькие кальянные на 10 посадочных мест с несколькими столиками, и они были очень уютными и атмсоферными, куда хотелось вернуться в следующий раз. А бывали и большие в несколько(!) этажей, но они были настолько «холодными» и непривлекательными, что ставило крест на дальнейших походах туда. Это работает и в обратную сторону, все сугубо индивидуально и надо подходить к подбору помещения с умом и с четким пониманием, как ты собираешься использовать данное помещение. В хорошей кальянной должна быть стойка приема гостей для хостес на входе. Должна быть бурная стойка для забивки табака и подготовки кальянов, а также для заварки чая и готовки небольших блюд. Естественно общий зал для курения, а также возможно небольшая вип-комната.
Будем считать, что мы открываем нашу кальянную где-нибудь в центре города, поэтому возьмем за арендную плату число в 400 000 руб. Стоит учитывать еще то, что арендодатели обычно берут под такие проекты платы сразу за несколько месяцев, чтобы обезопасить себя от рисков, если заведение не заработает и прогорит.
Итого: аренда 400 000 руб/мес, следовательно 1 200 000 руб за 3 месяца - первоначальные вложения.
Ремонт и обустройство
Часто бывает так, что арендованное помещение приходится переоборудовать. От того, кто находился в здании перед вами, зависят планировка и дизайн. Возможно, придется менять планировку, тогда ее понадобится согласовать с СЭС и другими органами. В таких случаях желательно договариваться с арендодателем об арендных каникулах на период строительства или хотя бы об определенной скидки за арендную плату на этот период. Этим не стоит пренебрегать, потому что стройка может затянуться на несколько дней, а то и недель. Заложим на строительство цифру в 2 000 000 руб. Сюда я включил установку санузлов, мойки, кухню, печь для углей и т.д. Опять же, все очень индивидуально и зависит от многих деталей, поэтому цифра очень примерная.
Стоит сильно задуматься над внутреннего дизайном интерьера, так как это не просто кафе или ресторан, а лаундж-бар, куда люди приходят расслабиться. Стиль помещения должен этому способствовать. Главный критерий конкурентоспособной кальянной – это не только хорошие кальяны, в меру доступные цены и выгодное месторасположение, но еще и комфортная мебель, красивый текстиль в восточном стиле или с отделкой под кирпич, удобные диванами, пуфы, кресла и другие удобства для гостей. Это та статья расходов, на которой не стоит экономить. Если вам важно «задержать» своих гостей на долгое время — постарайтесь сделать их времяпрепровождение максимально комфортным. Не стоит экономить на удобных диванах и креслах, никаких самодельных сидений из деревянных поддонов (это бич всех малобюджетных кальянных!), никаких заезженных икеевских диванов (ну это уже, как минимум, не оригинально, и как максимум, недолговечно). Купить 4 стола и 8 дешевых диванов из ИКЕА, а также поставить парочку телевизоров с игровой приставкой под них будет недостаточно для успешного старта. Это могло хорошо сработать лет так 5 назад, сейчас это не прокатит для создания высокорентабельной и качественной кальянной. На мебель, мониторы и предметы интерьера заложим еще 1 500 000 руб.
Огромную роль играет наличие работающей вытяжки. Сделать хорошую вытяжку и вентиляцию куда сложнее. При их монтаже учитывайте площадь заведения, комната это или отдельное помещение, количество перегородок, наличие действующих систем вентиляции, количество кальянов и примерное количество посетителей. Лучше всего доверить монтаж специалистам — они знают, как сделать все правильно. Например, в зоне разжигания углей, где работают мастера, очень жарко. Поэтому там лучше предусмотреть отдельную точку вытяжки, чтобы воздух не был горячим. Персоналу нужно создавать условия не хуже, чем гостям. При выборе системы вентиляции важно обращать внимание на кратность воздухообмена. Это число, которое показывает, сколько раз за час происходит полная смена воздуха в помещении. В среднем в кальянных восьмикратный воздухообмен. В общем на вытяжке лучше не экономить. Это достаточно затратный элемент, но хорошая вытяжка будет долго служить и хорошо вентилировать помещение. Хорошая вытяжка может обойтись тысяч в 500 рублей.
Итого : 4 000 000 рублей на ремонт и обустройство помещения.
Закупка кальянов и аксессуаров.
Приступим к самому главному — кальянам! Следует понимать, что за одним столом, как правило курится одновременно 1-2 кальяна. Путем нехитрых математических вычислений (20 * 2) получаем, что для нормального функционирования кальянной с 20-ю посадочными местами вам необходимо как минимум 40 кальянов (в идеале, конечно, больше). Каким должен быть ваш кальянный парк — решать только вам. Кальяны должны быть недорогими и практичными, но на них лучше не экономить, потому что от кальяна зависит процесс курения. А вам же надо, чтобы гость остался довольным и пришел к вам снова? Возьмем средний ценовой сегмент хорошего и рабочего кальяна (10 тысяч рублей за штуку), получим 40*10 000=400 000 руб. Все же вы наверняка знаете о таком понятии, как амортизация? Так вот в этом бизнесе она тоже существует, и кальяны нужно обновлять гораздо чаще, чем условные автомобили или спецтехнику. У кальянов постепенно ухудшаются рабочие свойства (тяга, вкусовые качества и т.д.), что требует замены определенных частей, либо вовсе покупке нового. Также кальяны могут биться, ломаться, разбиваться...ну вы меня поняли. Еще следует просто периодически пополнять свой кальянный ряд новыми моделями. На все эти процедуры заложим 10 % от стоимости всех кальянов и получим ежемесячные расходы на приобретение новых/ремонт старых кальянов - 40 000 руб.
К кальянам необходимо будет закупить всякие разные дополнительные приборы по типу щипцов, подносов для угля мундштуков и прочего товара. Выйдет это примерно в 50 000 руб.
В нормальной (!) кальянной должно быть минимум 10 различных видов табака, я говорю о марках, а не о вкусах, не путайте. Хороший кальянщик даже из минимального набора табаков создаст шедевр, но это не значит, что нужно ограничиться только этим. В ходе работы кальянной, вы поймете, что больше всего «заходит» вашим гостям, а что нужно «убрать на полку до лучших времен». Сейчас на пике популярности находятся такие марки табаков как Darkside, Duft, Satyr, Spectpum, Daily Hookah, Tangiers. Помимо этих марок есть еще огромное кол-во других, менее известных производителей, которые ничем не хуже именитых брендов. Также необходимо иметь в наличии стандартные марки табаков по типу Al Fakher, Nakhla и Afzal. Ну и ,конечно, угли. Без угля — нет дыма! Для того, чтобы собрать стартовый набор табака и углей вам потребуется не меньше 150 000 рублей, с этим можно будет работать первое время, но, естественно, имейте ввиду, что пополнять запасы сырья нужно будет еженедельно.
Итого: 650 000 руб. на закупку кальянов, табака и прочих необходимых аксессуаров. И 240 000 руб. на обновление кальянов, закупку сырья и еды ежемесячно.
Всё, что касается персонала, рекламы, экономических подсчетов, мы рассмотрим в следущей статье.