Найти тему
Татьяна Альбрехт

О том, что мы нынче празднуем, патриотизме и Министерстве культуры

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Нижнем Новгороде
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Нижнем Новгороде

Проверяю почту. Там несколько посланий от разных магазинов, контор, доменов на тему: «С праздником!».

Сначала даже не поняла. Помню, что сегодня праздник иконы Казанской Божьей Матери.

Но чтобы с ней поздравляли конторы, которые никаким боком не могут знать, какого ты исповедания, и как ты это воспримешь…

Потом вспомнила таки про День народного единства.

Вот убей Бог, не пойму, что это за праздник нам придумали. Почему выбрали именно эту дату, а не, скажем, 3 сентября – день решающего сражения Второго ополчения с войском Ходкевича, не 6 ноября – день торжественного входа в Кремль и молебна по случаю победы русского оружия или, скажем, 3 марта – день избрания Михаила Федоровича на престол (а этим, в сущности, и завершилась (относительно, конечно) Смута).

Я понимаю, искали дату, максимально приближенную к 7 ноября – привычка, что в начале ноября праздник уже на генетическом уровне.

Но все-таки очень странный выбор. Ни Богу свечка, ни черту кочерга.

Победа народного ополчения над поляками. Барельеф с памятника Минину и Пожарскому
Победа народного ополчения над поляками. Барельеф с памятника Минину и Пожарскому

Впрочем, дело даже не в этом.

7 ноября - тоже крайне условная дата. Особенно, если знать, как знаем мы нынче, нюансы октябрьского большевистского переворота 1917 года.

Дело не в этом, а в том, как подать.

Ведь смогли же большевистские, советские идеологи сделать 7 ноября чуть ли не главной датой в истории, во всяком случае, в восприятии нескольких поколений жителей СССР.

Сколько ради этого было положено труда, выдумано мифов, создано красивых сказок – другой вопрос. Но это была огромная целенаправленная и, надо сказать, отлично выполненная работа.

А что же сейчас?

Придумали вы новый праздник. Прекрасно!

Но, дорогие господа чиновники, к празднику надо приучать, его смысл надо разъяснять, его надо внедрять в сознание людей, чтобы он не воспринимался непонятной нелепицей, просто лишним днем в году, когда можно не работать и напиться на законных основаниях.

Для чего у нас существует Министерство культуры?

Именно для этого. Министерство культуры – орган пропаганды, внедрения идеологии.

Коверзнев. Битва князя Пожарского с гетманом Ходкевичем под Москвой. Гравюра 1910 года.
Коверзнев. Битва князя Пожарского с гетманом Ходкевичем под Москвой. Гравюра 1910 года.

Ведь это именно так.

Минкульт – советский феномен. Ни в одной т. н. «демократической» стране Запада такого учреждения нет, как нет его нынче в тех странах, которые очень хотят стать «настоящими европейскими».

В СССР это министерство занималось отнюдь не вопросами культуры, а именно вопросами пропаганды и охраны чистоты идеологии.

И если уж, отвергая «проклятое советское прошлое», вы сохранили этот орган, то не надо делать вид, что его компетенция в чем-то изменилась.

Культура здесь абсолютно ни при чем. Задача Минкульта – следить, чтобы воспитание поколений шло в правильном идеологическом и мировоззренческом ключе, заниматься пропагандой, насаждением соответствующего образа мысли.

Только не надо сразу кидать в меня тапками и говорить, какая я нехорошая.

В пропаганде, как таковой, ничего плохого нет.

Любое государство, осознающее себя именно как государство, а не как банда олигархов, занимающаяся отмыванием денег в особо крупных масштабах, должно осуществлять пропаганду, должно искать способы внедрить в головы граждан ощущение их страны, как Земли Обетованной, чувство гордости за нее и желание жить в ней, а не где-нибудь еще. Это нормально.

И этим занимаются в любой, даже самой либеральной стране. Не говоря уж о США, где промывка мозгов по этому поводу идет на таком уровне, что нам даже не с чем сравнить, разве что, с СССР 30-х годов.

К. Е. Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, возле церкви Иоанна Предтечи, призывающий народ к пожертвованиям
К. Е. Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, возле церкви Иоанна Предтечи, призывающий народ к пожертвованиям

Правильно делают, надо сказать.

Опять-таки, можете кидать в меня тапками.

Но я считаю, нормальным воспитывать детей в любви и уважении к своей стране, к ее истории, к ее особенностям и неоднозначностям.

Не делать из них оголтелых фанатиков, кричащих, что у нас – все самое-самое, а с детства приучать к мысли, что страна – твоя, соответственно, ты должен уважать и любить ее со всеми ее особенностями, сложностями, несовершенствами и нести ответственность за то, что в ней происходит, не занимать позицию «ничего не знаю, моя хата с краю» и не поливать ее грязью под видом борьбы за свободу и справедливость.

Но если у нас для этого существует Министерство культуры, то какого же, простите, ляда, оно нифига не работает?

Я даже не в общем плане говорю, а хотя бы конкретно про этот День народного единства.

Где передачи, объясняющие смысл праздника, где документальные фильмы (пусть даже дико идеологизированные и полулегендарные) о том, как русские сбросили гнет захватчиков-поляков, как из руин восстановили страну? Где ролевые патриотические игры и реконструкции грандиозного события, в честь которого праздник? Где хоть что-нибудь?

Даже ТВ-программа составлена так, словно у нас Новый год или просто каникулы. Ни одного фильма, посвященного Смуте.

Пусть, таких фильмов мало. В советское время этот период особенно не трогали. Сняли там одну-две картины, да и то не слишком удачные и любимые народом. А сейчас и вовсе к теме подходить боятся.

М. И. Песков. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году
М. И. Песков. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году

Хотя, есть же фильм «1612».

Не самый плохой, надо сказать. На фоне таких бесстыдных профанаций и халтур, как «Викинг», «Легенда о Коловрате», «Ярослав. Тысячу лет назад», можно сказать, даже, хороший. По крайней мере, там рязанские мужики не едят картошку, укрывшись в лесу от войск Батыя, князья не борются с рабством и доспехи у дружинников напоминают русские кольчуги, а не результат пьяного кровосмешения рыцарских лат и защитной куртки римского легионера. Да и с историческими фактами там все нормально, по крайней мере, на уровне школьной программы.

Так почему бы его не показать? Но…

Специально смотрела программу – не нашла.

Ну и чем, господа чиновники, вы там в своем Минкульте занимаетесь?

Придумали праздник и решили – все, работа выполнена?

Извините, она только начинается.

Другое дело, что вы, видимо, выполнять ее не в состоянии, поскольку ваш культурный уровень, похоже, соответствует уровню тех режиссеров, которые снимают финансируемые вами антиисторические поделки-халтуры, над которыми хохочет вся страна.

Но тогда, простите, нафига вы вообще нужны вместе со всем вашим министерством?

Кстати, в продолжение темы.

Гай Фокс
Гай Фокс

В Великобритании с 4 на 5 ноября празднуют Ночь Гая Фокса – отмечают очередную годовщину раскрытия т. н. Порохового заговора.

Событие не самое красивое, как и вообще все события, связанные с установлением автокефалии Англиканской церкви, ее разрыва с Римом. Много чего там было наворочено, много наделано глупостей, подлостей, жестокостей.

Но куда же деваться – это было. Это – история страны весьма почтенного возраста. И глупо ждать, что за века на этом клочке земли не произошло ничего такого, чем при всем желании гордиться не получится.

Вообще при всей неоднозначности моего отношения к Британии, как к государству, меня всегда радовало отношение англичан к собственной истории. Они не забывают ни славных, ни спорных и даже позорных и печальных ее страниц. Всем этим событиям дается оценка, из них извлекаются уроки, делаются выводы.

И при этом с патриотизмом у них все в порядке.

Им не придет в голову на основании факта геноцида англичанами аборигенов Австралии и Океании или массовой резни католиков при, скажем, Генрихе VIII кричать о том, какая у них плохая страна и отрицать ее права.

Они не будут кричать о том, что их государство должно публично каяться и унижаться, несмотря на то, что концентрационные лагеря придумали во время Второй англо-бурской войны, знаменитый Британский музей больше напоминает гигантский воровской склад, просто красиво оформленный, т. к. там собраны результаты бесстыдного грабежа практически всех стран, на территории которых существовали древние цивилизации...

И ни один англичанин не станет отрицать величие собственной страны, ее право на уважение и признание сегодня на основании того, что ей в разные времена правили и тираны, и откровенные мерзавцы, и садисты, и пьяницы, и дураки, и маньяки.

Может, есть смысл этому у них поучиться?

Э. Лисснер. Изгнание поляков из Кремля.
Э. Лисснер. Изгнание поляков из Кремля.