Проверяю почту. Там несколько посланий от разных магазинов, контор, доменов на тему: «С праздником!».
Сначала даже не поняла. Помню, что сегодня праздник иконы Казанской Божьей Матери.
Но чтобы с ней поздравляли конторы, которые никаким боком не могут знать, какого ты исповедания, и как ты это воспримешь…
Потом вспомнила таки про День народного единства.
Вот убей Бог, не пойму, что это за праздник нам придумали. Почему выбрали именно эту дату, а не, скажем, 3 сентября – день решающего сражения Второго ополчения с войском Ходкевича, не 6 ноября – день торжественного входа в Кремль и молебна по случаю победы русского оружия или, скажем, 3 марта – день избрания Михаила Федоровича на престол (а этим, в сущности, и завершилась (относительно, конечно) Смута).
Я понимаю, искали дату, максимально приближенную к 7 ноября – привычка, что в начале ноября праздник уже на генетическом уровне.
Но все-таки очень странный выбор. Ни Богу свечка, ни черту кочерга.
Впрочем, дело даже не в этом.
7 ноября - тоже крайне условная дата. Особенно, если знать, как знаем мы нынче, нюансы октябрьского большевистского переворота 1917 года.
Дело не в этом, а в том, как подать.
Ведь смогли же большевистские, советские идеологи сделать 7 ноября чуть ли не главной датой в истории, во всяком случае, в восприятии нескольких поколений жителей СССР.
Сколько ради этого было положено труда, выдумано мифов, создано красивых сказок – другой вопрос. Но это была огромная целенаправленная и, надо сказать, отлично выполненная работа.
А что же сейчас?
Придумали вы новый праздник. Прекрасно!
Но, дорогие господа чиновники, к празднику надо приучать, его смысл надо разъяснять, его надо внедрять в сознание людей, чтобы он не воспринимался непонятной нелепицей, просто лишним днем в году, когда можно не работать и напиться на законных основаниях.
Для чего у нас существует Министерство культуры?
Именно для этого. Министерство культуры – орган пропаганды, внедрения идеологии.
Ведь это именно так.
Минкульт – советский феномен. Ни в одной т. н. «демократической» стране Запада такого учреждения нет, как нет его нынче в тех странах, которые очень хотят стать «настоящими европейскими».
В СССР это министерство занималось отнюдь не вопросами культуры, а именно вопросами пропаганды и охраны чистоты идеологии.
И если уж, отвергая «проклятое советское прошлое», вы сохранили этот орган, то не надо делать вид, что его компетенция в чем-то изменилась.
Культура здесь абсолютно ни при чем. Задача Минкульта – следить, чтобы воспитание поколений шло в правильном идеологическом и мировоззренческом ключе, заниматься пропагандой, насаждением соответствующего образа мысли.
Только не надо сразу кидать в меня тапками и говорить, какая я нехорошая.
В пропаганде, как таковой, ничего плохого нет.
Любое государство, осознающее себя именно как государство, а не как банда олигархов, занимающаяся отмыванием денег в особо крупных масштабах, должно осуществлять пропаганду, должно искать способы внедрить в головы граждан ощущение их страны, как Земли Обетованной, чувство гордости за нее и желание жить в ней, а не где-нибудь еще. Это нормально.
И этим занимаются в любой, даже самой либеральной стране. Не говоря уж о США, где промывка мозгов по этому поводу идет на таком уровне, что нам даже не с чем сравнить, разве что, с СССР 30-х годов.
Правильно делают, надо сказать.
Опять-таки, можете кидать в меня тапками.
Но я считаю, нормальным воспитывать детей в любви и уважении к своей стране, к ее истории, к ее особенностям и неоднозначностям.
Не делать из них оголтелых фанатиков, кричащих, что у нас – все самое-самое, а с детства приучать к мысли, что страна – твоя, соответственно, ты должен уважать и любить ее со всеми ее особенностями, сложностями, несовершенствами и нести ответственность за то, что в ней происходит, не занимать позицию «ничего не знаю, моя хата с краю» и не поливать ее грязью под видом борьбы за свободу и справедливость.
Но если у нас для этого существует Министерство культуры, то какого же, простите, ляда, оно нифига не работает?
Я даже не в общем плане говорю, а хотя бы конкретно про этот День народного единства.
Где передачи, объясняющие смысл праздника, где документальные фильмы (пусть даже дико идеологизированные и полулегендарные) о том, как русские сбросили гнет захватчиков-поляков, как из руин восстановили страну? Где ролевые патриотические игры и реконструкции грандиозного события, в честь которого праздник? Где хоть что-нибудь?
Даже ТВ-программа составлена так, словно у нас Новый год или просто каникулы. Ни одного фильма, посвященного Смуте.
Пусть, таких фильмов мало. В советское время этот период особенно не трогали. Сняли там одну-две картины, да и то не слишком удачные и любимые народом. А сейчас и вовсе к теме подходить боятся.
Хотя, есть же фильм «1612».
Не самый плохой, надо сказать. На фоне таких бесстыдных профанаций и халтур, как «Викинг», «Легенда о Коловрате», «Ярослав. Тысячу лет назад», можно сказать, даже, хороший. По крайней мере, там рязанские мужики не едят картошку, укрывшись в лесу от войск Батыя, князья не борются с рабством и доспехи у дружинников напоминают русские кольчуги, а не результат пьяного кровосмешения рыцарских лат и защитной куртки римского легионера. Да и с историческими фактами там все нормально, по крайней мере, на уровне школьной программы.
Так почему бы его не показать? Но…
Специально смотрела программу – не нашла.
Ну и чем, господа чиновники, вы там в своем Минкульте занимаетесь?
Придумали праздник и решили – все, работа выполнена?
Извините, она только начинается.
Другое дело, что вы, видимо, выполнять ее не в состоянии, поскольку ваш культурный уровень, похоже, соответствует уровню тех режиссеров, которые снимают финансируемые вами антиисторические поделки-халтуры, над которыми хохочет вся страна.
Но тогда, простите, нафига вы вообще нужны вместе со всем вашим министерством?
Кстати, в продолжение темы.
В Великобритании с 4 на 5 ноября празднуют Ночь Гая Фокса – отмечают очередную годовщину раскрытия т. н. Порохового заговора.
Событие не самое красивое, как и вообще все события, связанные с установлением автокефалии Англиканской церкви, ее разрыва с Римом. Много чего там было наворочено, много наделано глупостей, подлостей, жестокостей.
Но куда же деваться – это было. Это – история страны весьма почтенного возраста. И глупо ждать, что за века на этом клочке земли не произошло ничего такого, чем при всем желании гордиться не получится.
Вообще при всей неоднозначности моего отношения к Британии, как к государству, меня всегда радовало отношение англичан к собственной истории. Они не забывают ни славных, ни спорных и даже позорных и печальных ее страниц. Всем этим событиям дается оценка, из них извлекаются уроки, делаются выводы.
И при этом с патриотизмом у них все в порядке.
Им не придет в голову на основании факта геноцида англичанами аборигенов Австралии и Океании или массовой резни католиков при, скажем, Генрихе VIII кричать о том, какая у них плохая страна и отрицать ее права.
Они не будут кричать о том, что их государство должно публично каяться и унижаться, несмотря на то, что концентрационные лагеря придумали во время Второй англо-бурской войны, знаменитый Британский музей больше напоминает гигантский воровской склад, просто красиво оформленный, т. к. там собраны результаты бесстыдного грабежа практически всех стран, на территории которых существовали древние цивилизации...
И ни один англичанин не станет отрицать величие собственной страны, ее право на уважение и признание сегодня на основании того, что ей в разные времена правили и тираны, и откровенные мерзавцы, и садисты, и пьяницы, и дураки, и маньяки.
Может, есть смысл этому у них поучиться?