В автобиографии Сальвадор Дали объяснял, почему он категорический противник отцовства и никогда не хотел бы иметь детей. Ведь, по его наблюдениям, великие люди всегда производят на свет очень посредственное потомство.
А себя Дали считал не просто великим, а величайшим из гениев. Можно представить, как его пугала мысль, что природа от души отдохнет на его собственном ребенке.
К облегчению художника, у него были проблемы с интимом, а подруга жизни Гала не могла иметь детей после операции, так что страх иметь неудачное потомство отступил.
Но у самой Галы была дочь от первого брака дивы со знаменитым французским поэтом Полем Элюаром, дочку звали Сесиль. Это было настоящее дитя любви, плод бурного романа очень юных Поля и Елены, как тогда звали Галу. Но почему-то саму дочку беззаветно любил только отец, а Гала, скорее, терпела неудобства, связанные с материнством.
Когда Елена Дьяконова встретила Дали и навсегда покинула Элюара, Сесиль было десять лет. Понимая, что Гале их общая дочь малоинтересна, отец Сесиль постарался окружить дочку всей любовью и вниманием, на которые был способен. Сесиль была любимицей знаменитых друзей своего отца, Пикассо писал ее портреты, Магритт и Арагон были частыми гостями в доме Элюара.
Но, по воспоминаниям Сесиль Элюар, жизнь передовой авангардной богемы ее не привлекала, знаменитости от искусства казались непонятными и неискренними. И вообще она была совершенно обычной, домашней скромной девочкой, так что Гале она, вероятно, казалась неудачным сереньким и бесталанным ребенком.
Конечно, Элюар пытался воззвать к материнским чувствам Галы, а скорее даже – хотел через дочь вернуть бывшую жену, к которой оставался сильно привязан: «Пиши почаще Сесиль, которая очень по тебе скучает. Я так сильно люблю ее, ведь у нее твои брови, твои глаза, потому что она твоя - и моя - дочь.»
Но Гале дочь была скучна. Хотя совсем их связь не прерывалась, и муза Дали даже подарила Сесиль несколько его работ. Вот эти подаренные картины и сыграли свою черную роль в разрыве отношений Галы с дочерью.
Сесиль рано вышла замуж, развелась, потом нашла нового мужа, художника. Второе замужество случилось уже под конец войны, времена были тяжелые, и Сесиль продала одну из подаренных картин Дали, чтобы жить на эти деньги.
Гала была глубочайше оскорблена такой коммерцией и до конца жизни, то есть еще почти сорок лет, совершенно не общалась с дочерью. Очень может быть, что это устраивало и Сесиль – она с юных лет избегала публичности и любой эксцентричности, была в этом полной противоположностью Галы. О том, что мать тяжело больна и при смерти, Сесиль узнала буквально из газет.
Надеясь на примирение (а уж и самой Сесиль было в это время за шестьдесят), дочь Галы приехала к матери, чтобы узнать от прислуги, что пускать ее не велено. Естественно, после смерти Галы-Елены оказалось, что в завещании Сесиль не упомянута.
А наследство было совсем не пустяковым – кроме всякого имущества и недвижимости Гале принадлежала крупная коллекция работ Дали, которую она подбирала в течение жизни. По завещанию, после смерти Дали коллекция должна была перейти в собственность музея художника в Фигерасе.
Чтобы избежать судебного спора о наследстве, испанскому правительству удалось договориться с Сесиль. Она получила совсем небольшую долю наследства матери, пять картин и часть ее денег, но и это составило многомиллионный капитал.
Похоже, это совершенно полностью удовлетворило амбиции Сесиль, которая до конца продолжала привычную ей тихую непубличную жизнь. Так что, когда недавно стало известно о смерти Сесиль Элюар, все удивились – она так долго жила! Прожив почти век, падчерица Дали умерла всего четыре года назад.
Друзья, а вы как думаете, имеют ли право дети состоятельных и знаменитых родителей рассчитывать на наследство, если отношения между поколениями не сложились?
Еще по теме:
За что Дали полюбил Галу, и за что – она его