Найти тему

Человек саморазвивающийся

Оглавление
https://psy.su/
https://psy.su/

Автор
Низовских Нина Аркадьевна

Что может побуждать человека к саморазвитию? Какие методики для диагностики готовности к саморазвитию используют психологи в своей работе? С какого возраста можно поддерживать стремление к развитию себя? Об этом и многом другом рассказала Нина Низовских в интерактивной лекции «Человек саморазвивающийся: концепции, диагностика, психотехники», которая состоялась на Санкт-Петербургском саммите психологов.

Нина Аркадьевна Низовских — доктор психологических наук, доцент кафедры психологии Вятского государственного университета (Киров), научный руководитель магистерской программы по психологии личности, главный редактор журнала «Вестник Вятского государственного университета».

«Саморазвитие — один из возможных вариантов развития человека в современном мире. Можно рассматривать саморазвитие как результат творческой самодеятельности личности, и также мы можем рассматривать его как специальную деятельность, направленную на создание в себе нового в соответствии с жизненными задачами.

Мотивация саморазвития

«Мотивы саморазвития можно объединить и представить в составе трех групп:

  • мотивы, связанные с другими людьми: подражание, потребность в любви и признании, стремление к независимости;
  • мотивы, направленные на себя: самопознание, самопонимание, самоактуализация, самореализация, самоутверждение, самовыражение;
  • экзистенциальные мотивы: стремление к обогащению своих сущностных сил, ответственность, вина, совесть, свобода, стремление к смыслу, идея смерти.

Идея смерти, как бы это ни парадоксально звучало, спасает человека к жизни, побуждает его к саморазвитию. Когда человек понимает, что время его жизни ограничено актом рождения и смертью, он, как пишет Ирвин Ялом, начинает подсчитывать свои сокровища и ценить каждый час и каждый день своей жизни, понимает, что нельзя упускать время. Я научилась о смерти говорить светло, потому что это естественный элемент нашей жизни.

Диагностика психологической готовности к саморазвитию

Готовность к саморазвитию — значимый личностный ресурс профессиональной эффективности. Это побуждает практиков обращаться к диагностике готовности к саморазвитию в различных обстоятельствах:

  • при изучении субъектов образовательного процесса,
  • при подборе персонала на должности топ-менеджеров,
  • при отборе претендентов для участия в престижных лидерских конкурсах,
  • для замещения вакантных должностей в госслужбе и др.

Сегодня известны следующие методики диагностики готовности к саморазвитию.

1. Тест «Готовность к саморазвитию» В.Л. Павлова выявляет два компонента саморазвития: самопознание и самосовершенствование. По итогам диагностики анализируются четыре типа готовности: тип «А» — «могу самосовершенствоваться, но не хочу знать себя»; тип «Б» — «хочу знать себя и могу самосовершенствоваться»; тип «В» — «не хочу знать себя и не хочу самосовершенствоваться»; тип «Г» — «хочу знать себя, но не могу себя самосовершенствовать».

2. Методика диагностики готовности к саморазвитию А.М. Прихожан выделяет направленность личности на саморазвитие. Предназначена для диагностики тенденции к саморазвитию у подростков.

3. Методика «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности» Л.Н. Бережновой позволяет выявить степень готовности к саморазвитию и провести самооценку личностных качеств, способствующих саморазвитию. Методика предназначена для самоисследования педагогов.

4. Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию направлена на оценку уровня сформированности умений и навыков саморазвития; учитываются показатели мотивационного, когнитивного, нравственно-волевого, гностического, коммуникативного и организационного компонентов психологической готовности, а также способность к самоуправлению. Предназначена для диагностики педагогов.

5. Методика диагностики индивидуальных особенностей, препятствующих саморазвитию личности, В.Ю. Костенко направлена на выявление препятствий к саморазвитию, в качестве которых выступают такие личностные качества как эгоизм, ригидность и внутренняя несогласованность. Отличительной особенностью данной методики является то, что она стандартизирована, прошла психометрическую проверку.

Психологическое сопровождение саморазвития

Многие — от Петра Федоровича Каптерева до современных ученых — считают, что надо помогать человеку стать на путь саморазвития, чтобы он жил собственной жизнью. Когда нужно начинать содействовать саморазвитию? Виктор Иванович Слободчиков писал: «Длительный период дошкольного и школьного детства подлинным субъектом развития является со-бытийная общность ребенка и взрослого». Мы должны подводить тех, кто работает с детьми, к пониманию ответственности за то, как мы ведем себя по отношению к нашим детям, ученикам, студентам. Особенно чувствительным является маленький ребенок, когда он еще не знает, как его зовут, какой он, и это мы ему рассказываем, мы трактуем его поведение определенным образом. Галина Анатольевна Цукерман говорит: «Вопрос о сроках постановки задач саморазвития надо решать чрезвычайно осмотрительно и лучше «семь раз отмерить» с помощью всех известных периодизаций психического развития».

Уже на ступени младшего школьного возраста возможно ставить и решать задачу создания условий для превращения ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

И если учитель видит в ребенке личность и поддерживает его, тогда человек может почувствовать притягательную силу движения вперед, которое он сам может для себя избрать.

Переломным для саморазвития является подростковый возраст. Юношество — это ответственный период, центральной задачей становится личностное и профессиональное самоопределение. Саморазвитие может продолжаться на протяжении всей жизни человека.

Как мы можем судить, туда мы идем в саморазвитии или нет? Вопрос о направленности саморазвития очень важен, потому что саморазвиваться человек может и в асоциальном направлении, избирая для себя теневую сторону жизни. Конечно, мы не можем спасти человечество, поскольку добро и зло есть в природе человека, и каждый делает свой выбор. Мы можем только сеять «разумное, доброе, вечное» и уметь ответить себе на вопрос: а я в каком направлении двигаюсь в своем развитии?

Критерии прогрессивного развития личности (по Л.И. Анцыферовой):

  • рост целостности и интегративности психологической организации личности;
  • усиление взаимосвязей различных свойств и характеристик личности;
  • накопление новых потенций развития;
  • расширение и углубление связей с окружающим миром, обществом, другими людьми;
  • возрастание многоуровневости и системности ценностно-смысловых отношений человека к миру;
  • реализация ценностно-смысловых отношений в созидательной деятельности, общении, активном созерцании, эстетическом переживании.

Человек ответственен за пути, которые он выбирает, и если он выбрал развитие в том или ином направлении, то в других возможен регресс.

Один из ключевых вопросов психологии саморазвития — это вопрос о психотехнике саморазвития. Мало сказать человеку: «Развивайся, тебе это необходимо!» — важно показать ему, как он это может делать».

-2

Низовских Нина Аркадьевна

доцент, доктор психологических наук, доцент кафедры психологии, Вятский государственный университет
Киров

Материалы по теме

Саморазвитие личности: мода, выбор или необходимость? 27.10.2020

Флирт — способ коммуникации или манипуляции? 14.10.2019

Эффективные коммуникации в транзактном анализе 07.08.2019

Фантазирование в жизни взрослых и детей 22.08.2017

Народная кукла в психотерапевтической практике 19.05.2016

Сексуальное насилие в отношении детей в семье 20.10.2020

Психокоррекция нарушений пищевого поведения 08.10.2020

Новые рубежи психотерапии: практика осознавания потенциала 28.09.2020

Семейная системная терапия расширенной семьи 23.09.2020

Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы 16.09.2020

Креативность и творчество: лекция Дианы Богоявленской. Часть 3 01.09.2020

Анализ параллельных процессов между семьей ко-терапевтами 15.07.2020