Интервью Azeri.Today с известным российским музыкантом, «Золотым кларнетом России», известным бакинцем Михаилом Мирзабековым.
- Здравствуйте, Михаил! Спасибо, что сразу же откликнулись на нашу просьбу об интервью. Несмотря на то, что наYouTube, и на специализированных музыкальных сайтах представлено огромное количество и ваших выступлений, и вашей музыки, тем не менее, о вашей биографии мало что известно. Давайте попробуем восполнить этот пробел? Расскажите о себе.
- Для начала скажу, что наши корни – шемахинские. Мои прадед и дед родились в Шамахе. Поэтому, наша фамилия именно Мирзабековы. В начале XX века мои предки переехали в Баку. В дальнейшем они, да и моя семья навсегда связали себя с этим прекрасным городом. Один брат моего дедушки был директором табачной фабрики в Баку, другой брат дедушки - Александр Мирзабеков - был главным архитектором Баку. Наша фамилия была столь же известна, как и фамилия других известных бакинских армян, например, Манташевых. Мой дед возглавлял Бакздравотдел. Моя семья жила в доме N 8 на 4-й Завокзальной улице. Весь дом принадлежал нашей семье, но когда пришли большевики, туда подселили других людей, а нам оставили всего одну комнату.
Сам я родился в 1964 году, в роддоме Железнодорожной больницы. Учился в школе N 34. Мой отец - Лева Мирзабеков - был музыкантом, играл на кларнете, работал в Бюро оркестровых музыкантов при Бакгорисполкоме.
- То есть, игра на кларнете - это у вас семейное?
- Не совсем. Несмотря на то, что сам отец был кларнетистом, но для своего сына он не хотел музыкальной карьеры. Он всегда хотел, чтобы я поступил в институт, получил высшее образование. Вы же помните, что в Баку всегда было престижно иметь высшее образование, родители из кожи вон лезли, лишь бы их ребенок поступил в вуз. Уходя из дома, отец всегда запирал кларнет в шкафу на ключ и говорил: «Тронешь кларнет - пальцы отрежу». Он строжайше запрещал мне даже притрагиваться к нему. Но я нашел свой способ отпирать шкаф, и когда родителей не бывало дома, доставал кларнет и учился играть на нем. Правда, играл тихо, чтобы соседи не услышали (смеется). Но все тайное рано или поздно становится явным, и в один прекрасный день отец все же застал меня за игрой на кларнете. Как сейчас помню, мне было 14 лет, я учился в 9 классе. Отец сильно разгневался, и в наказание, нанял мне репетитора по физике и математике.
Но было уже поздно, так как к тому моменту я уже играл на бакинских свадьбах - на азербайджанских, армянских, еврейских.
Уже в 15 лет я познакомился с Флорой Керимовой, Самед Самедов часто брал меня с собой на свадьбы. C 1980 года меня я начал работать со знаменитыми музыкантами, например, с Низами Исмаиловым, Сархан Сарханом, Жорой Кировабадским, Бокой (Борис Давидян) и многими другими. В 2013 году мы с Бокой, кстати, сняли в Голливуде совместный клип на мои сценарий и музыку (посмотреть клип можно по ссылке).
Тем не менее, я поступил в АЗИ. Поступил сам. В те годы АЗИ был самым престижным вузом в Азербайджане. Мне удавалось совмещать учебу в вузе и игру на кларнете на бакинских свадьбах. В частности, в доме торжеств «Фируза» на Завокзальной.
- Кем вы работали по окончании вуза?
- У власти в Москве тогда находился Андропов. Заместителем министра газовой промышленности был известный бакинец Маргулов, который до переезда в Москву жил на Завокзальной. Он дружил с моим папой. Так вот, папа просил его трудоустроить меня. Вскоре в нашем доме раздался звонок из Министерства нефтегазовой промышленности Азербайджанской ССР, и я получил направление на должность начальника участка в одном из НГДУ.
- Как вы восприняли события февраля 1988 года, когда в НКАО поднял голову сепаратизм?
- Мне было очень больно от происходящего. Я сразу же забрал свою семью и уехал в РСФСР. Слава Богу, ни я, ни члены моей семьи не были свидетелями последующих трагических событий. К сожалению, мой отец умер вскоре после переезда в Москву. Он просто не выдержал всего того, что свалилось на него, на наши народы.
Я гастролирую по всему миру. Был даже в Эквадоре. Кстати, в столице Эквадора Кито есть ресторан «Баку», и я дал концерт для проживающих там бакинцев. Так вот, где бы я ни был, я всегда говорю: когда мы жили в Баку, то даже стеснялись спрашивать, какой ты национальности. Если ты бакинец - значит, ты наш, родной.
- Вы поддерживаете отношения со своими одноклассниками, однокурсниками?
- Конечно, как же без этого! На мой юбилей, когда мне исполнилось 50 лет, приехали мои однокурсники из Баку. Все они азербайджанцы. В моем ансамбле работают азербайджанцы, например, гитарист и гармонист. Я часто выступаю на свадьбах бакинцев - азербайджанцев, армян, евреев.
- Я читал вашу дискографию и, признаюсь, был приятно удивлен, когда увидел, что на вашем диске «Сары гялин» указана как азербайджанская народная песня. Не возмущаются этим зрители-армяне?
- А зачем возмущаться? Кому не нравится, я всегда говорю - не слушайте. У музыки нет национальности. Я всегда играю то, что мне нравится, то, что я хочу. Для меня не имеет значения, какая это музыка - азербайджанская или армянская.
- Каково это быть «Золотым кларнетом России»?
- Ой, «Золотым кларнетом России» меня назвал Народный артист России Евгений Петросян, тоже бакинец. Вот так, с его легкой руки, за мной и закрепился этот статус.
- Спустя 28 лет после переезда, есть ли у вас ностальгия по Баку?
- Ну а как же! В Нью-Йорке есть радиостанция, передающая кавказскую музыку. Как-то они задали мне провокационный вопрос: как вы относитесь к армяно-азербайджанскому конфликту вокруг Карабаха? Я ответил так, что почти минуту они были в оцепенении. Я сказал: моя Родина воюет с моей нацией. Как я должен к этому относиться? Я такого даже врагу не пожелаю. У известного российского поэта и композитора Ефрема Амирамова есть такие строчки: «...При укладе нашей жизни хрупкой, с годами начинаешь понимать: отец нас учит жизни и поступкам, а душу нам воспитывает мать». Мою душу воспитал Баку. Я считаю, что мать моя - это моя Родина Азербайджан, а отец - это Армения. Я себя чувствую как ребенок, у которого разошлись родители. Несколько месяцев назад мне сообщили, что на Ютубе азербайджанцы разместили ролик с моей фотографией, с моей музыкой и с флагом Азербайджана. Это, в том числе, показатель отношения азербайджанцев ко мне.
- Если бы поступило приглашение выступить в Баку, вы бы его приняли?
- Вне всякого сомнения! Вы знаете, я уже много лет мечтаю найти человека, который был бы похож на меня внешне, чтобы я смог воспользоваться его паспортом и приехать в Баку, погулять на родной земле. Увы, пока я могу смотреть только по Интернету, как Баку растет и развивается. Во сне мне часто снятся Баку, Бульвар, Девичья башня, и, конечно, наша Завокзальная улица. Невозможно ведь просто взять и вычеркнуть из памяти 24 года, которые я прожил в Баку.
- Ваши пожелания нашим двум народам?
- Я хочу, чтобы армяне и азербайджанцы стали опять побратимами, забыли бы все обиды и мщение. Надо же понимать, что нас просто стравили друг с другом. Не поддавайтесь провокациям, ведь только вместе мы сможем победить зло и доказать всем, что мы действительно близкие друг другу народы с общей историей и традициями. Мира вам и добра!