Дагестан — регион не самый туристический. Скажем честно, здесь вообще не привыкли видеть туристов. Особенно в стороне от классического треугольника Сулакский каньон — Гамсутль — Дербент.
И, конечно, местные жители уверены на все 100%, что они намного лучше туристов знают, что им нужно показывать. Особенно если турист — женщина.
Ботлих. Еще накануне приезда я приметила на карте красивый серпантин, ведущий из села в горы. Не длинный, 10 км. И по приезду сразу начала расспрашивать о нем нашего местного гида.
Да, серпантин, да, асфальт, да, можно проехать. Но не зачем. Там просто полумертвое село. Лучше мы поедем на завод. Ах, вы хотите в село? Нет, в село не интересно, там делать нечего.
Все попытки договориться о том, что на завод можно заехать после заката (а солнце в Дагестане садится осенью около пяти вечера) ни к чему не привели. Зачем тратить время на глупый серпантин и село? Есть вот, например, домашний музей. И завод.
Объяснения, что мы фотографы, нам важен свет в определенное время и в определенной точке — впустую. Здесь же везде красиво. Мы как раз поедем в мастерскую бурок и папах, вот по дороге и будет закат. И точно будет красиво. Вон, горы же вам видно. Вот и снимайте, зачем ехать наверх?
В общем, мастерской с бурками избежать не удалось. Мастерская, к слову, весьма не плоха. Но часом позже можно было побродить и пощупать бурки основательно. А не второпях.
А на закат я потащила нашу маршрутку вместо серпантина, до которого было уже не успеть в Старое Тандо. Я аж военные карты скачала, чтобы высоту прикинуть ))
На закат, конечно, опоздали. Разве что пара лучей нас дождались. Но я все равно была рада, что выпросила это свое старое Тандо над Ботлихом. На всех фото в этом посте — оно. Старое Тандо.
С видами вниз на Ботлих и долину, в которой он расположен. С видом на окрестные горы и границу с Чечней. С видами на коров. И с женщиной, очень хотевшей с нами поговорить, но не знавшей ни одного слова на русском.
Мы залезли на тот странный камень, что возвышается надо всем селом (его видно на первом фото). Сначала снимали, потом сели и тупили в фиолетовые тени на горах.
Попытались мы объяснить местному гиду, что вот это — красиво. Вот это село. Вот эти полуразрушенные дома. И эти коровы. Это здорово для туристов. Но он только снисходительно смотрел на нас, как на детей, доказывающих, что аниме лучше Феллини. И сочувственно улыбался.