Мы уже разобрали несколько тёмных для альтернативщиков местечек истории первой портовой эстакады Одессы (ч.1, ч.2). И убедились, что те, кто снимают подобные видосы и делают такие заявления:
- совершенные тупицы, намеренно обманывающие публику предатели собственного народа. Не важно, русский ли автор ролика, назвавшийся Вольфом, или украинец. Никто не имеет права обвинять бездоказательно во лжи других, а ещё - обманывать читателей и зрителей. Назвать же низкопробную поделку познавательной, простите, но сие явно неуместно и не соответствует факту. Полагаю, что коренные одесситы не изпытывают в этому овощу даже намёка на благодарность.
Продолжаем разбираться с высказыванием:
"Но и самое интересное, дорогие друзья, в этом сооружении то, что ни в одном источнике вы не найдёте ни конкретной даты его строительства, ни того, кто его строил, ни перечень материалов, перечень средств, которые ушли на это строительство, есть только фотографии, разрозненные фотографии в разных източниках этого грандиозного сооружения. Но ни начало момента строительства, ни проект, ни архитектор, ни то, кто, собственно, осуществлял эту стройку мы нигде не можем найти."
В книгах, выдержки из которых я приводила в предыдущей статье, это имя встречалось несколько раз. Сведений об авторе проекта и инженере-строителе эстакады Эдмонде Генриховиче Гаррисе (Edmond Harris) с наскока удалось найти не так много, как о Монферране, но с его именем связаны многие сооружения в старой Одессе и в Николаеве.
Чаще его упоминают как англичанина. Если говорить точнее, то Эдмонд (Эдмунд) Генрихович по национальности был шотландцем. Талантливый, энергичный бельгийский инженер работал в Одесском порту с 1865 года по 1917. Почти 50 лет вкладывал свои умения, свои знания и силы Эдмонд на пользу России. В Одесских архивах имеется фонд Гарриса. Полагаю, что там хранится много интересной информации о нём и его трудах. Был он не только инженером. Был он также промышленником. Так известно, что с 1895 по 1897 гг. Гаррис являлся первым директором- разпорядителем судостроительного завода "Наваль" (впоследствии ЧСЗ - Черноморский судостроительный завод, поначалу принадлежащий французам) в Николаеве.
Сообщается, что заводское делопроизводство велось на французском языке. На нём же общался Гаррис и с работниками завода. Согласно энциклопедическому словарю «Николаевцы, 1789-1999 г.г.», участвовал Гаррис в выборе и приобретении площадей под будущий завод (с перспективой его разширения). Под его руководством французские инженеры разработали проект завода с веерным разположением цехов. Завод был связан с железнодорожной станцией, а заводские цеха - железнодорожной линией друг с другом. Заводские здания были образцовыми.
Если не полениться и перечитать цели бельгийского общества в Николаеве, то можно было бы удивиться "всеядности" бельгийцев на юге России.
Но она будет понятнее, если познакомиться с материалами этого сайта. Не буду переводить весь материал полностью. Только то, что необходимо для понимания роли и деятельности Гарриса в России, а также почему казалось бы, обычный инженер (как мы понимаем нынче это слово) мог "обрести известность в правительственных кругах и заниматься выбором и приобретением земель, руководством завода и прочими делами, выходящими (по нашим представлениям) за пределы инженерных функций.
Экскурс в историю развития в XIX- начале ХХ века не только России, но и Европы, Америки и Азии, или экспансия валлонцев
Валлонией называются пять южных провинций Бельгии, население которых разговаривает на французском языке. Вики сообщает, что в "XIX веке Валлония была одним из первых регионов континентальной Европы, куда пришла из Англии промышленная революция. Тогда основой валлонской промышленности была угольная и металлургическая отрасли". В свою очередь, валлонские производители часто преуспевали в получении доступа на зарубежные рынки только путём инвестирования на них. Особенно это касалось производителей стали в России. И не только производство стали продвигали бельгийцы, но и новейшие технические разработки также часто появлялись и внедрялись с их "лёгкой руки".
Время инженеров и капиталистов
Рост инженеров и рост капиталистов неразделимы. С ростом разобщённости промышленного управления и управления капиталом, технические специалисты высокого уровня увидели, что их роль разширилась, и они присоединились (получили доступ) к управлению крупными компаниями, даже когда принятие стратегических решений было не в их власти. Они перемещались за границу с капиталом, чтобы контролировать его изпользование и гарантировать его возврат.
С 1850-х годов многие бельгийские инженеры занимают руководящие должности в Германии и других странах, но именно в конце XIX-начале XX веков они (в компании блестящих самоучек) оказываются на переднем крае широкой и мощной экспансии.
На восток. Индустриализация России
Роль компании Cockerill (по Вики: одна из крупнейших сталелитейных и машиностроительных компаний мира, основанная в Бельгии в 1817 г.) была решающей в зарождении русского безумия, охватившего бельгийский капитал. После смерти Джона Корерилля в 1840 г. его компании были преобразованы в акционерное общество. В 1865 г. в совет директоров общества вступает барон де Садуан (Sadoine), бывший не только мудрым, но и обладавшим богатым воображением и изобретательностью руководителем. Именно он выступил с инициативой посетить Россию и изучить её возможности. Поддерживаемый председателем правления Шарлем Деллой-Матье (Charles Delloye-Matthieu), около 1875 года он следует традиции присвоения сырья путём владения долей в горнодобывающем бассейне Кривого Рога. Поразившая европейскую сталелитейную промышленность международная депрессия 1873 года, надолго сдержала воплощение его планов. Лишь одиннадцать лет спустя, в 1886 году, союз с варшавскими сталелитейными заводами Праги привёл к созданию мощного Днепровского металлургического общества России. В 1896 году фирма также установила комплекс в угольном бассейне Донецка. Годом ранее директора Кокерилль объединились с металлургической компанией Société métallurgique d'Aiseaux во Франции для основания верфей, мастерских и литейных заводов Николаева, тем самым, через 20 лет проект барона осуществился.
Начиная с 1895 года, 260 иностранных компаний, в том числе 160 бельгийцев, пошли по пути, проложенному компанией Кокерилль. Это даже назвали «крестовым походом бельгийского капитала в Россию», а юг России - «бельгийской промышленной провинцией». «В этом расширении, - пишет Роджер Кавенайль (Roger Cavenaille), - валлоны и особенно Льежуа имели преобладающую роль». В 1895 году Aciéries d'Angleur и Société des Tools de Saint-Léonard создали Русско-бельгийское металлургическое общество; группа Chaudoir создаёт Русский трубный завод; Эсперанс-Лонгдос строит АО Доменных печей Тулы; франко-бельгийский консорциум, объединяющий SA d'Ougrée, Tôleries Liège и Tubes à Louvroil, основал металлургическую компанию "Таганрогский металлургический комбинат".
Благодаря этой колоссальной передаче технологий и капитала, всего за десять лет Россия приобрела современную сталелитейную и добывающую промышленность. Инвестиционную лихорадку успокоил кризис перепроизводства 1900–1901 годов. После некоторых колебаний наиболее солидные фирмы быстро восстанавливают свое процветание. Эти успехи стали возможными благодаря элитным техническим специалистам, которые руководили строительством компаний и занимали монопольные руководящие должности. Бельгийских инженеров в России, по большей части валлонцев, в 1901 году насчитывалось 81 человек и 162 - в 1911 году. Надо сказать, что некоторые запечатлились в памяти местных жителей как своим высокомерием, так и достижениями ...
Как пишут об Эдмонде Гаррисе, "Сооружение образцовых заводских зданий и "в высшей ст. умелое обхождение с тысячами рабочих и служащих" снискали ему уважение последних, пришедших проститься с Г. 1.07.1897 при его отбытии ночным пароходом в г. Одесса."
В Одессе Гаррис владел чугунолитейным и механическим заводами. Что даёт ему полное право называться не только инженером, но и промышленником. Он является автором таможенных "красных пакгаузов", железнодорожной портовой эстакады,
зернохранилища (двух элеваторов у Тирапольской заставы, где находилась станция Одессы),
портовых механизмов (конвейеров) для погрузки зерна в трюмы кораблей
и других механических приспособлений порта.
Надеюсь, у меня получится написать статью об одесском элеваторе - передовом сооружении того времени.
Из статьи "Проекты Гарриса"
В 1882 г. Гаррис был одним из "застрельщиков" создания ежемесячного киевского журнала Инженер".
"Одесский завод инж. Э. Г. Гарриса, являвшегося представителем итальянской фирмы «Бианки и Серветт», выпускал аппаратуру этой системы гидравлической централизации. Э. Г. Гаррисом была получена привилегия на предложенный им в 1898 г. способ электрического контроля централизованных стрелок. Применив этот способ к гидравлической централизации, Гаррис выпускал уже под своим именем электрогидравлическую централизацию. Эта система описана в нашей литературе." Отсюда
Значительный след оставил Гаррис в России, но как-то уж слишком быстро покрылась тенью память об его заслугах. Даже такой известный всей Одессе мост - Коцебу (бывший Полицейский), чаще упоминается под авторством только архитектора. Мост спроектирован Гаррисом вместе с архитектором А. Ландесманом и построен в 1892 году. Но в связи с реконструкцией, вдруг припомнили, что Гаррис даже ездил во Францию и привёз оттуда металлические конструкции для моста с завода, где произрождались детали Эйфелевой башни.
На этом печальном месте сюжета позвольте автору откланяться не надолго :о)