Найти тему
starcom68

Как советская подводная лодка Б-307 оказалась в поволжских степях за тысячи километров от моря?

В этом году исполнилось 15 лет со дня проведения без преувеличения уникальной операции по перетаскиванию подводной лодки на расстояние около 5 километров по суше. И это произошло не где-нибудь США, а в самой что ни на есть центральной России, в Тольятти. Вы спросите, откуда там взяться подводной лодке. А вот откуда.

Так и не научился с палкой снимать, уже не криво, но не резко.
Так и не научился с палкой снимать, уже не криво, но не резко.

Советская дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» была спущена на воду осенью 1980 года на судостроительном заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (Горький). И уже в декабре заступила приступила к боевой службе.

За несколько десятилетий субмарина успела побывать во многих морях от Баренцевого до Средиземного, снималась в кино "Особенности национальной рыбалки". Срок службы  "Б-307" в составе Северного флота составил 22 года. В середине 1990-х лодка встала у причалов Кронштадтского морского завода на средний ремонт. В сложные "девяностые" вместо двух лет планового ремонта подводная лодка простояла у причалов завода пять лет и была отремонтирована только на 90% от боевой готовности и выведена из состава ВМФ. Торжественно спустив флаг, ее поставили в отстой для дальнейшей утилизации.

Советская дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» в Техническом музее им. Сахарова в Тольятти
Советская дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» в Техническом музее им. Сахарова в Тольятти

В это время руководство ОАО "АВТОВАЗ" приняло решение о создании Технического музея, в котором в качестве экспоната планировалось поставить настоящую подводную лодку и обратилось к командованию ВМФ России с просьбой о передаче для этой цели списанного корабля. Просьба была удовлетворена. В конце мая 2003 года лодка Б-307 была поставлена в док "Трех эсминцев" для подготовки к переоборудованию в музей. С целью уменьшения осадки из лодки было выкачано 300 тонн жидкого и выгружено 117 тонн твердого балласта.

Советская дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» в Техническом музее им. Сахарова в Тольятти
Советская дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» в Техническом музее им. Сахарова в Тольятти

Первоначально планировалось, что ВМФ передаст заводу лодку бесплатно, однако в связи с проблемами в законодательной базе музею пришлось лодку покупать. Сумма сделки составила 768 тыс. рублей (аналогичная лодка, купленная московским музеем, обошлась тому в 48 миллионов рублей).

Планировалось, что лодка окажется в Тольятти летом 2003 года, однако после инцидента при транспортировке лодки «К-149» пришлось усиливать меры безопасности: лодку загерметизировали, освободили от лишнего балласта, установили понтоны. Из Кронштадта лодка вышла 1 ноября 2003 года. Караваном из двух буксиров ее провели Ладожским, Онежским, и Белым озером, через шлюзы Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего Новгорода в Тольятти. Переход составил более 2200 километров. За время перехода лодка прошла восемь разводных мостов в Санкт-Петербурге и 22 шлюза, 8 из которых шириной всего 17,7 метра.

Не менее сложным для субмарины и в определенным смысле уникальным по инженерному решению стал сухопутный путь к музею. Для ее перемещения по суше был изготовлен настил (так называемая "лыжа") длиной 91 метр с кильблоками, с точностью повторяющими контуры лодки. Установка лодки на "лыжу" потребовала дноуглубления реки Волги в районе выхода судна на берег. Уклон береговой зоны был уменьшен для плавного выхода лодки на сушу, спланирована трасса шириной 36 метров длиной 4,5 километров.

Для буксировки лодки использовались средства разрушения и преодоления препятствий (БАТ-2) и эвакуаторы танков (БРЭМ-1 и БТС-4). Усилия тягачей многократно увеличивались за счет систем блоков и подземных якорей.
Для буксировки лодки использовались средства разрушения и преодоления препятствий (БАТ-2) и эвакуаторы танков (БРЭМ-1 и БТС-4). Усилия тягачей многократно увеличивались за счет систем блоков и подземных якорей.

Осенью 2004 года лодку вытащили на сушу, а зимой 2005 года по специально созданной дороге длиной 4,5 километра её доставили в музей. Лодку тянули 9 военных тягачей БАТ, специально для этой цели выписанные с Тоцкого полигона.

Подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» в процессе перетаскивания по суше
Подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» в процессе перетаскивания по суше

На своем пути по суше подводная лодка весом в 2200 тонн преодолела оживлённую автомобильную магистраль Тольятти - Приморский, канал сточных вод химических заводов Северного промузла. Наконец, 22 апреля 2005 года в 15 часов 20 минут подводная лодка Б-307 была установлена в экспозиции Технического музея.

Подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» в процессе перетаскивания по суше
Подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» в процессе перетаскивания по суше

Среди своих систершипов, установленных в Москве и Гамбурге Б-307 — единственная, доставленная с места службы целиком

Советская дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» прибыла на свое место в Техническом музее им. Сахарова в Тольятти
Советская дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» прибыла на свое место в Техническом музее им. Сахарова в Тольятти

Вот собственно такова вкратце история этого интересного перемещения океанской подводной лодки в степи Поволжья. А о том, что я увидел на ее борту, расскажу вам как-нибудь в другой раз.

Советская дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» в Техническом музее им. Сахарова в Тольятти
Советская дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом» в Техническом музее им. Сахарова в Тольятти

Рассказ о другой советской подводной лодке Б-440, оказавшейся посереди Русской равнины читайте на моем канале здесь

Советская подводная лодка Б-440 проекта 641 в Вытегре
Советская подводная лодка Б-440 проекта 641 в Вытегре

Понравилось? Заходите еще, подписывайтесь.

Оригинал поста в моем живом журнале здесь.

Продолжение цикла рассказов о подводной лодке Б-307 смотрите здесь.

Степи
0