После Крещения, Иисус Христос оказывается в пустыне, где пребывает в посте и молитве в течение сорока дней. Интересно, что и по сей день та пустыня именуется Сорокадневной, в память о пребывании там Спасителя. Давайте разберёмся, почему Господь попустил бесовские искушения, будучи во власти загодя уничтожить и диавола, и его попытки подступиться.
Давайте сперва рассмотрим важный вопрос - а зачем вообще Христос пришёл в пустыню для поста и молитвы? Ответ кроется в том, что таким образом Он готовился к предстоящему служению. Здесь нельзя забывать о человеческой сущности Христа.
О сорокадневном пребывании Иисуса Христа в пустыне мы узнаём из синоптических Евангелий. Наиболее полно об искушениях повествует Лука, более кратко эту тему затрагивает Марк. Однако, все трое евангелиста (кроме Иоанна) говорят о трёх искушениях Иисуса Христа, которые на Него навалились под конец поста - на сороковой день. В то же время Лука упоминает, что диавол не отступал от Господа на протяжении всех дней Его молитвы в пустыне.
Первое искушение
Сначала диавол указал Христу на его голодное состояние и ернически заявил, что если Он действительно Сын Божий, то и камни может превратить в хлеб. Замыслом беса было, чтобы Иисус и впредь поступал так же, что в конечном итоге бы привело к отсутствию крестных страданий и спасения мира.
Но Христос не поддался на дьявольские уловки и напомнил сатане слова из Ветхого Завета
Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящих из уст Божиих (Втор. 8:3).
Тогда бес отступил от Него.
Второе искушение
Затем бес повторно приходит ко Христу, подводит Его к крылу храма (вероятно, речь идет о немалой высоте) и предлагает броситься вниз. Диавол предлагает Христу доказать Его Божественную сущность, показав, как Ангелы спасут Его (да не преткнешься о камень ногу свою).
Но и тут Иисус Христос отвергает от себя сатану, глаголя цитатой из Ветхого Завета:
Не искушай Господа Бога твоего.
Здесь говорится о том, что не стоит намеренно подвергать себя напастям, рискам для жизни только для того, чтобы проверить могущество Бога.
Третье искушение
Последним искушением во время завершения сорокадневного поста в пустыне для Господа и Спаса нашего Иисуса Христа стало искушение властью. Диавол показал Христу все богатства и сокровища мира и сказал, что Он будет царствовать над всем этим. Нужно только лишь поклониться бесу.
Таким образом диавол предпринимает попытку заключить с Христом договор, по которому Сын Божий не будет мешать промыслам бесов, а взамен получит часть материального царства.
Но и тут и без того обессиленный, жаждущий и голодающий Иисус Христос дал отпор диаволу, приведя Ветхозаветную цитату:
Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. (Втор. 6:13)
После этого бес отошёл от Христа.
В завершении хочется попытаться найти ответ на частый вопрос - почему Христос, являясь Богом, не уничтожил беса и не избавил себя от таких серьёзных искушений?
Прекрасный ответ на этот вопрос даёт архиепископ Аверкий Таушев:
Пришедши на землю для того, чтобы разрушить дела диавола, Господь мог бы, конечно, уничтожить их сразу одним дыханием уст Своих, но надо знать и помнить, что дела диавола коренились в заблуждениях свободной человеческой души, которую Господь явился спасти, не лишая свободы, этого величайшего дара Божия человеку, созданному не пешкой, не бездушным автоматом и не животным, руководимым бессознательным инстинктом, но свободной разумной личностью.
Братья и сестры, подписывайтесь на канал и ставьте лайки, если нашли мою публикацию полезной и интересной. Пишите комментарии, соблюдая принципы уважения и по существу. Мир вам, дорогие!