4 ноября отмечается праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Это один из известнейших, наиболее любимых и почитаемых в России образов Богородицы. А в 1612 году эта икона стала главным духовным символом народного ополчения.
В этой статье я хочу вас познакомить с небольшой выдержкой из архива, посвященной Казанской церкви в Николо-Берлюковской обители. С полным текстом архивных изысканий можно ознакомиться на сайте:
https://www.berluki.ru/2016/04/казанская-церковь-история/
Ныне утраченный памятник деревянного зодчества – церковь Казанской иконы Божьей Матери – имеет довольно неординарную историю, достойную вдумчивого исследования.
Деревянный «древнего строения» рубленый «клецки» храм во имя Казанской иконы Божией Матери перенесен в Берлюковский монастырь в 1806 году по благословению митрополита Московского и Коломенского Высокопреосвященного Платона (Левшина) из села Топоркова, находящегося невдалеке от обители.
Строгий инок, всей душой преданный монашеству, митрополит устроил много обителей, благоукрасил и буквально воскресил в них дух истинного монашества. Его неутомимыми трудами были приведены в цветущее состояние Николо-Пешношский монастырь, Николаевская Берлюковская и Козельская Введенская Оптина пустыни.
Буквально все исторические описания Николаевской Берлюковской пустыни рассказывают о той огромной роли, что сыграл Высокопреосвященный Платон в деле возрождения обители вплоть до своей кончины в 1812 году.
Его трудами в конце 1778 году обитель, упраздненная в 1770 году, была открыта вновь. Высокопреосвященный Платон до самой своей кончины уже более не оставлял своего попечения о Берлюковской обители.
Во время управления обителью настоятеля иеромонаха Пахомия (Волков; управлял в 1806-1811 гг.) следует отнести и построение храма во имя Казанской иконы Божией Матери, перенесенной туда из села Топоркова, стоящего в пяти верстах от обители.
Но изначально эта церковь не находилась в селе Топоркове, а также была в 1703 году перевезена из села Воскресенского Черноголовской волости.
Деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была полностью отстроена в селе Топоркове в 1705 году и простояла там чуть более 100 лет. Хотелось бы отметить, что в 1761 году в селе Топоркове родился в семье пономаря и был крещен в этом храме Матфей Михайлович Десницкий, будущий митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Михаил (1761-1821 гг.).
Вокруг Казанского храма расположился братский некрополь. На этом некрополе нашли свое упокоение многие выдающиеся монастырские старцы. В 1847 году у храма был погребен самый известный берлюковский подвижник благочестия схимонах Макарий (Ермолаев). Он скончался в 1847 году и был похоронен у западной стены Казанской церкви. Впоследствии над могилой старца Макария была устроена деревянная часовня.
В декабре 1853 года в своем рапорте на имя митрополита Московского и Коломенского Высокопреосвященного Филарета (Дроздова), архимандрит предлагает реставрацию храма в связи с его обветшалостью.
Завершить полную реконструкцию Казанского храма удалось уже при следующем настоятеле иеромонахе Парфении (Агеев; управлял обителью 1856-1860 гг.).
В течение 1856-1857 годов был проведен весь комплекс реставрационных работ.
Духовный писатель XIX века Иван Иванович Шевелкин, посетивший Берлюковскую пустынь в мае 1864 года, написал о Казанском храме: «За каменной монастырской оградой в сосновой роще воздвигнута небольшая церковь с колокольней, деревянная, снаружи и внутри отштукатурена, во имя Божия Матери, Казанския иконы Ея. Церковь эта перевезена сюда по желанию митрополита Платона из села Топоркова, за семь верст от обители; она замечательна тем, что в ней был окрещен блаженной памяти митрополит Новгородский и С.-Петербургский Михаил. Отец Парфений при вступлении своем в Берлюки нашел Казанскую церковь совершенно обветшалой; предполагая со временем устроить около нее скит для ищущих большего уединения, он возобновил ее, пристроил колокольню и отштукатурил ту и другую, а на колокольне на пожертвованные благотворителями деньги повесил восемь колоколов, до 120 пудов весу во всех».
Главным благотворителем приведенного в благолепный вид Казанского храма выступил московский купец Федор Евграфович Латышев – выходец из известного купеческого рода города Ростова Великого, старший сын влиятельного московского купца Евграфа Федоровича Латышева (1793-1854 гг.), почетный гражданин, член Православного Миссионерского Общества (с 1870 года).
За несколько лет до сих событий, известный благотворитель, почетный гражданин и кавалер, московский купец Федор Федорович Набилков, посетив в мае 1848 года Николаевскую Берлюковскую пустынь, также сделал пожертвование на Казанский храм.
Колокола на общую сумму 253 рубля 27 ½ копейки серебром для храма во имя Казанской иконы Божией Матери были изготовлены на колокололитейном заводе Самгиных.
Крайне интересна запись сделанная рукой самого жертвователя: «Колокола вышеозначенные жертвую в Берлюковскую пустынь к церкви Казанской Божией Матери в рощице, где со временем предполагается устроить скит».
Эта запись раскрывает нам детали устройства скита при Николаевской Берлюковской пустыни. Запись датирована 1848 годом. Прошло всего чуть более года со дня преставления старца схимонаха Макария, пользовавшегося в монастыре большим авторитетом не только у братии, но и у самого отца настоятеля Венедикта. Старец еще при жизни своей выказывал желание устроить при пещерах храм, возможно, что он также вынашивал идею устроительства и скита. Возможно строительство деревянного забора вокруг всего леса, куда вошли пещеры, Казанский храм и кладбище, стало подготовительным этапом к обустройству территории будущего скита.
Строительство скита получило свое продолжение и финальное завершение уже при настоятеле иеромонахе Иосифе (Иванов; управлял обителью 1860-1865 гг.), когда был выстроен и освящен пещерный храм во имя Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В Казанском храме пребывала древняя икона Казанской Божией Матери, очень чтимая окрестным населением.
При настоятеле монастыря игумене Тимолае (Ерин; управлял обителью 1902-1909 гг.) Казанский храм был полностью разобран за ветхостью и выстроен на том же месте заново.
Новый деревянный на каменном фундаменте Казанский храм был построен по проекту московского архитектора Василия Михеевича Борина, ученика известно архитектора А.С.Каминского.
Василий Михеевич Борин (1863–?) – член Императорского Археологического общества, окончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества (сейчас МАРХИ). Много и плодотворно поработал он в Берлюковской пустыни. Его трудами выстроена колокольня, которая и сегодня возвышается во всей красе, храм во имя Казанской иконы Божией Матери, новый настоятельский корпус, новые скотный и конный дворы, часовня в центре деревни Авдотьино.
Последнее известное о нем упоминание относится к 1926 году, работал он тогда в Ярославской строительной артели.
20 июня 1907 года игумен Тимолай написал прошение на имя епископа Дмитровского, викария Московской епархии, Преосвященного Трифона (Туркестанова), в котором обосновал идею нового храма: «Кладбищенский деревянный храм Николо-Берлюковской пустыни во имя Казанския иконы Божией Матери, построенный в начале минувшего столетия, пришел в совершенную ветхость и, по отзыву архитектора Борина, производящего осмотр означенного храма, на столько весь сгнил, что, дальнейшее существование его в таком состоянии, как сказано в акте осмотра, грозит опасностию во всякое время, почему храм этот необходимо немедленно разобрать, так как он еле держится на деревянных упорках, поставленных кругом здания».
12 сентября 1907 года Строительное отделение Московского губернского правления своим актом за № 1511 в Московскую Духовную Консисторию разрешило построение нового храма на основании представленных планов и смет архитектора В.М.Борина.
Освящение нового деревянного на каменном фундаменте Казанского храма 28 июня 1909 года возглавил митрополит Московский и Коломенский, Высокопреосвященный Владимир (Богоявленский), прославленный Русской Православной Церковью в 1992 году в лике святых как священномученик.
Храм состоял из четверика, трапезной, пятигранного алтаря и колокольни. Основной объем имел интересную конструкцию: четверик на уровне окон второго света (примерно 2/3 высоты здания) переходит в восьмерик, покрытый граненым куполом, увенчанным главкой. Переход от четверика к восьмерику оформлен в виде угловых нависающих карнизов с фризом.
Декоративное убранство церкви было весьма скромным: небольшие наличники на окнах простой формы, вход со стороны колокольни оформлен двумя колоннами. Колокольня невысокая, граненая, с небольшой главой. Внешняя простота церкви и монолитное единство ее частей придавали ей своеобразие и выразительность.
Последнее описание Казанского храма сохранилось от 1926 года, когда большая часть обители была уже занята Домом инвалидов общего профиля, впоследствии реорганизованным в Дом инвалидов войны и труда для туберкулезных больных (система МосГорСо).
Казанский храм, намоленный многими поколениями наших предков, хранящий святыни и вклады, построенный трудами подвижников веры и духа, был обречен новой властью на иное предназначение.
Решением Президиума Мособлисполкома и Моссовета от 1 февраля 1930 года храм было решено переоборудовать под другие цели.
Было принято решение: «Вследствие ходатайства граждан селений Мизиново и Громково, Щелковского района Московского округа о передаче им под клуб здания бездействующей деревянной церкви бывшего Берлюковского монастыря и принимая во внимание, что этой церковью верующие не пользуются и что на переоборудование ее средства имеются, а разборка и перенос ее здания будет произведен общественными силами, — руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года, названную церковь ликвидировать и разрешить Щелковскому Исполнительному Комитету, после сфотографирования ее здания перенести в деревню Мизиново для устройства там клуба. С предметами религиозного культа и прочим церковным имуществом поступить согласно приведенного постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года».
В 1947 году храм был разобран на стройматериалы. По словам местных жителей, бревна деревянной церкви пошли на строительство клуба в соседней деревне Мизиново.
На месте Казанского храма еще долго сохранялись следы каменного фундамента и даже части стен, о чем свидетельствуют воспоминания местных жителей, а также рассказы известного, к сожалению уже почившего, краеведа Евгения Алексеевича Андрианова (1922-1998).
В наши дни на месте храма уже множество могил. Не сохранилось ничего и от монашеских погребений, затеряна могила старца Макария, ничего не осталось и от деревянной часовни над его могилой.
Восстановить храм в былом великолепии и на прежнем месте уже не представляется возможным, а посему по благословению настоятеля обители игумена Евмения (Лагутина) заложена на кладбище каменная часовня во имя Казанской иконы Божией Матери.
Приглашаем в наши соцсети и, конечно же, в храм на службы.
Материалы взяты с сайта: https://www.berluki.ru
Страница в Инстаграм: https://www.instagram.com/monberluki/
Страница в ВК: https://vk.com/public180176726
КАК ДОБРАТЬСЯ
На автобусе из Москвы от ст. метро Щелковская автобусом 321 до остановки д. Авдотьино.
На электричке от Ярославского вокзала до станции Чкаловская, далее автобус 321 до остановки д. Авдотьино.
На машине по Щелковскому шоссе 30 км. от МКАД, после реки Воря повернуть направо.