На сегодняшний день написано немало книг и всевозможных статей с правилами воспитания детей, с различными психологическими установками, что можно, что нельзя. С чем-то мы согласны, что-то мы категорически не приемлем, что-то мы хотим добавить от себя, основываясь на наш собственный опыт.
Идеального метода воспитания, как такового, не существует. Все дети разные, каждый со своим темпераментом, со своими увлечениями, к каждому нужен свой подход и подходят свои методы. Но главная наша задача, это вырастить ребенка счастливым, уверенным в себе, в своей семье, с адекватной самооценкой, не боящимся пробовать и творить. Для того, чтобы вырастить гармоничную личность, нужно уважать ребенка, прислушиваться к его желаниям, слышать его. Поэтому можно выделить основные аспекты, на которые стоит обратить внимание.
1. Родитель должен выполнять функцию взрослого в паре «родитель-ребенок». Конечно, родителям всегда хочется быть рядом со своим ребенком, не терять связь и контакт с ним, быть ему другом. Но результат этого — это нарушение распределения ролей в семье. Ребенку, особенно пока он маленький, нужен именно взрослый, который уже знает этот мир, который обладает опытом и может защитить и уберечь его от опасностей. Родитель должен направлять, оберегать от крупных ошибок, подстраховывать ребенка. Именно рядом с такими уверенными родителями ребенок чувствует себя в безопасности, он может спокойно, не боясь, исследовать этот мир, развиваться.
А позиция друга – это позиция равного. В такой ситуации нарушается главная потребность ребенка – его потребность в безопасности. Ребенок начинает ощущать себя ответственным за принятие решений, которые ему еще не по возрасту. Это порождает внутреннюю тревогу и, как следствие, агрессию, непослушание. К тому же, желая быть ребенку другом, нравиться ему, во что бы то ни стало, родители боятся выставлять требования, устанавливать границы, это порождает вседозволенность и распущенность.
Поэтому, родители в первую очередь – это родители, а уже потом друг/подруга. И это не помешает тому, чтобы в отношениях между родителями и детьми было много тепла, дружелюбия, доверия, открытости, внимания к потребностям и желаниям каждого.
2. Очень важное качество для родителя – это слушать и слышать ребенка. Когда ребенок Вам рассказывает то, что для него имеет значение, важно искренне проявлять интерес к тому, что он говорит. Конечно, мы устаем, конечно, голова у нас часто забита различными «взрослыми» мыслями, и те вопросы и проблемы, с которыми к нам приходит наш малыш, подчас кажутся нам неважными, смешными, не заслуживающими внимания. Своим равнодушием мы обесцениваем чувства ребенка, заставляем его сомневаться в собственной нужности и важности, подрываем доверие к родителям. Поэтому отвлекитесь на минутку от своих проблем, выбросьте все из головы и сосредоточьтесь на том, что рассказывает Вам Ваш ребенок. Обсудите с ним то, с чем он к Вам пришел, погрузитесь в его мир, пофантазируйте, дайте совет. Поверьте, это не займет много времени, зато потом ребенок спокойно отпустит Вас решать свои «взрослые» дела.
3. Самое важное правило – это всегда быть на стороне своего ребенка. Малыш должен чувствовать незыблемость родительской поддержки, некий тыл, защиту, за которой он всегда может к Вам прийти.
На ребенка пожаловался другой ребенок, учитель, родитель? Выслушайте, постарайтесь прояснить ситуацию, но ни в коем случае не ругайте своего ребенка прилюдно. Во-первых, надо выслушать еще и точку зрения своего ребенка на произошедшую ситуацию, а уж потом делать какие-то выводы. Может, именно Ваш ребенок окажется прав. А если все же Вы придете к выводу, что вина на Вашем ребенке есть, то обсудите с ним наедине, без свидетелей, как можно было бы поступить в данной ситуации, как сказать, что ответить, чтобы избежать конфликта. Но обсуждать такие моменты, равно и как ругать за проступок, следует строго наедине. Окружающие должны знать, что у ребенка есть защита в виде родителей, которые всегда будут на его стороне. И ребенок будет расти с чувством защищенности, с ощущением семейной поддержки и крепкого тыла. С психологической точки зрения, это даст ему отличный старт в жизни и в будущем поможет избежать многих проблем, возникающих из-за заниженной самооценки.
4. Уважать мнение своего ребенка.
Представим такую ситуацию. Ребенок играет в машинку, подходит другой малыш, может быть и помладше, и просит или просто берет поиграть игрушку Вашего ребенка.
Как нас учили в детстве: «Надо делиться, нельзя быть жадным!» И мы начинаем уговаривать своего ребенка: «Ну дай ему машинку, он же маленький!» или «Ты что, жадина, тебе что, жалко?» Причем мы же видим, что ребенок делиться сейчас не хочет, он хочет играть сам. Ему дорога его игрушка, она ему интересна именно сейчас, в данный момент. Но внутренние установки, впитанные нами из детства, почему-то оказываются сильнее, и мы, следуя им и заставляя делиться несмотря ни на что, делаем в угоду другим несчастным своего ребенка. И кому это нужно? У ребенка подрывается доверие к родителям, пропадает чувство защищенности.
Ребенок имеет право иметь собственные вещи и НЕ ДЕЛИТЬСЯ ими ни с кем, если он этого не хочет.
Лучше научить малыша совершать обмен. Может, это придется ему по вкусу и потом поможет разрешить похожую ситуацию.
Конечно, даже зная все эти правила, не факт, что мы всегда сможем поступить правильно. Иногда на это нет ни ресурса, ни сил, иногда ситуация застает нас врасплох, и срабатывает автоматизм. Но именно анализируя свои поступки, работая над собой, можно выработать новые автоматизмы. Важно прежде подумать, а потом принять решение. Ведь часто хочется дать ребенку ответ на автоматизме. Автоматически что-то запретить или разрешить. Например, сказать в магазине «нельзя», а потом подумать, «а почему нельзя-то?». Это в итоге приводит к непоследовательности и изменению решений, что порождает истерики и непослушание.
Поэтому, прежде чем дать ответ, остановитесь и подумайте, взвесьте все «за» и «против». Взвешенный продуманный ответ – это лучшая профилактика истерик, а Ваша последовательность – залог развития счастливой и гармоничной личности Вашего ребенка.