Найти тему
Наталья Баева

О матери, "которой нельзя было иметь детей".

"Джек", роман Альфонса Доде, одна из первых книг в мировой литературе, где главный герой - ребёнок.
Мальчуган - француз, но его мама очень горда тем, что сынишку крестил "самый настоящий лорд". И если крёстный выговаривал его имя "Жак" как "Джек" - так ему отныне Джеком и быть. А что у Джека нет... фамилии - что поделаешь? Роковая, трагическая случайность помешала маме выйти замуж за его отца! Но всё равно она не из простых, и сын её не будет учиться с простыми!
И без авторских пояснений читатель с первой же страницы понимает, что бедная мама глупа запредельно. Мозги птичьи. Но сына она любит. И сын её обожает...

В иезуитский колледж Джека принять готовы, но с одним условием: его мать (в которой безошибочно угадали даму полусвета) не должна общаться с родителями других воспитанников. Обида! Оскорбление! Да она устроит своего сына туда, где учатся принцы!

И такая школа находится. В ней учится наследный принц Свазиленда!
Читая о столь аристократической школе, не знаешь, смеяться или плакать. Бездельник - мулат женился на парижанке (девушке достойной, но особого выбора у неё не было), и придумал способ разбогатеть: открыть школу для детей из французских колоний. Ведь африканская знать не прочь образовать своих детей по - французски.
Набрано аж целых пятнадцать знатных негритят, придумана для них метода, по которой любой заговорит по - французски лучше парижанина. Директор набрал в учителя своих приятелей, бестолковых и амбициозных. Они делят деньги, устраивают приёмы, читают там свои бездарные стихи, и детей заставляют разучивать свои "шедевры", а всё остальное время ученики предоставлены сами себе. Хорошо - жена директора, сохранившая остатки порядочности, научила их читать - писать.

Вот в такой школе и оказался Джек. И подружился с наследным принцем - славным мальчуганом по имени Маду. А почему маленький принц работает с утра до ночи? И обращаются с ним, как с рабом?! Очень просто: не оправдал надежд. Его отец свергнут с престола.

-2

И когда Маду забьют насмерть за очередную попытку сбежать домой, в Свазиленд, и устроят ему пышнейшие похороны, делая рекламу школе, Джек поймёт: надо бежать. К маме. Ничего, что она вышла замуж и уехала из Парижа...

Отчим Джека, поэт д*Аржантон, - одно из вершинных достижений французской сатиры. Этакий типичный представитель парижской богемы.
Богема! Воспетая Мюрже, Кальманом и Пуччини, она представляется потомкам неким сообществом романтиков, чуждых всякой корысти. Поэты, художники, музыканты, непризнанные косной мещанской средой, они помогают друг другу выживать, творить, не вешать носа! Именно так это воспринималось со стороны, но Доде знал эту среду не понаслышке.

-3

Не признанные - просто потому, что удручающе бездарны, пошлы, завистливы и самовлюблённы. Мечта каждого (о которой не говорят вслух) - "маленький домик и большой покой", тёплый плед и ветчина к завтраку. И - безделье, вожделенное безделье, за которое ещё и будут уважать!
И всего - то для этого нужно обаять женщину, состоятельную и достаточно глупую, чтобы считала тебя гением и мечтала вместе с тобой войти в историю.

Вот как повезло д*Аржантону!

Но оказалось, что на внимание его супруги, на угол в доме и кусочек ветчины (которая покупается только для гения) претендует ещё и какой - то Джек?! Надо избавиться от мерзкого мальчишки, но избавиться так, чтобы жёнушка ещё и была благодарна, сочла это заботой о будущем сына.

И Джек получает "путёвку в жизнь" - на завод. В ученики к кузнецу. Ну и что, что ему только двенадцать лет? К шестнадцати он уже будет себя кормить!

Глупенькая мама всё же что - то почувствовала. Провожая сына, она шепчет ему что, быть может, через четыре года он станет её опорой...
Чтобы помочь маме, чтобы вырвать её из - под влияния ненавистного отчима, Джек готов горы свернуть. Но как ему догадаться, что д*Аржантон УЖЕ почти разорил маму, и готов запустить лапу в деньги Джека, которые Джек только ещё должен получить к совершеннолетию?

А ведь умные люди предупреждают маму, что через четыре года она "будет стыдиться своего сына" - он неизбежно растеряет хорошие манеры, исчезнет умение одеваться и грамотная речь... Да если говорить прямо - он сопьётся! Просто потому что люди, занятые физическим трудом по двенадцать часов в день, от перенапряжения уснуть не могут, пока не выпьют.
И на этом развитие Джека окончится.

-4

Всё получилось, как предсказывали, и даже хуже: к двадцати годам у Джека ни здоровья, ни профессии, ни денег. Зато он - акционер журнала, издаваемого д*Аржантоном. О чём он и не подозревает. Просто отчим вложил все деньги Джека в журнал, который никто не читает.

Учиться, только учиться! Четыре года - и ты бакалавр. Но ведь эти четыре года надо что - то есть... значит, придётся учиться экстерном. По вечерам, по ночам. А тут ещё на пороге появляется несчастная заплаканная мама:
- Этот негодяй, которому я отдала свою молодость, поднял на меня руку!
Вот и пришло время стать опорой для мамы. Правда, ненадолго: негодяй сделал вид, что заболел - и был прощён. Вернулась мама к гению. И снова восторженно повторяет его стихи: "Я верую в любовь, как верю в бога я!"

"Вам нельзя было иметь детей!" - в глаза говорят ей друзья Джека.

Джеку помогли найти работу, не отнимающую всех сил без остатка, но как же трудно оказалось после такого перерыва засесть за книги...

И то, что Джек умирает от чахотки после отказа невесты (любящая невеста отказала по причине, до какой современному человеку и не додуматься) - выглядит авторской натяжкой, искусственным нагнетанием трагизма. Но цель этого приёма ясна.
Как ещё Доде мог заявить о том,
что "общество равных возможностей", которое якобы построено в его родной Франции - большая фикция? Что "человек, сделавший себя сам" - фигура мифологическая? Что выстроить свою жизнь с нуля собственными усилиями - это предполагает усилия, несовместимые с жизнью?

Даже если говорить не о "жизни вообще", а только о частности - об образовании. Для одних это - само собой разумеется. Данность скучноватая, но неизбежная и необходимая. Для других - до осознания необходимости надо расти не один год, а потом вырывать, выгрызать у жизни то, что якобы даётся ВСЕМ ПОРОВНУ.