Найти тему
Про это

Не наша история. Почему мы от нее млеем

Наш удивительный Янтарный край замечателен в первую очередь тем, что в нем слилась история двух раз времен, культур, народов. Заметьте именно слилась. Именно так говорят. Особенно местные краеведы. Но вот удивительный факт - говорить то они говорят, но почему-то большинство из них этим и ограничивается. И беря на себя роль гида, ведут туристов по местам "боевой славы" прошлых веков, показывая им развалины средневековых замком и усадьб, и совершенно игнорируя более чем семьдесят лет советской власти, времени граждан страны советов, живших и творивших свою историю края в те времена, когда партия была умом, честью и совестью "нашей эпохи". Собственно, я давно хотел поразмышлять на эту тему. Не всё же про лес, грибочки, да птичек, хотя бросать эту тему я не собираюсь. Но я могу и не только про природу.

Две исторические эпохи мирно соседствуют
Две исторические эпохи мирно соседствуют

В один прекрасный летний день, возвращаясь домой я встретил одного местного Черняховского гида с двумя молодыми туристами. явно приехавшими к нам из так называемой большой России. Ну приехали и хорошо. и вдвойне замечательно, что нашелся для них гид из местных любителей истории города. Но вот незадача. Я проходил мимо в тот момент. когда девушка-турист задала ему вопрос, мол, что вы все про историю рыцарей, да немцев, а что тут было во времена послевоенные? Сказать, что ответ гида, меня поразил, значит ничего не сказать. Он меня ошарашил! "А что про нее рассказывать!" - прозвучало в ответ. Откровенно говоря, обидно стало, как сказал киногерой "За державу обидно". Действительно, мы что тут больше семидесяти лет жили приживалами. Ничего не творили. ничего не создали, и занимались только тем, как любят писать некоторые пользователи комментарии в соцсетях под старыми фотографиями "Как было здорово, а у нас только и могут, что все изгадить и разрушить". К этому "у нас" я ещё вернусь, пока же о том, что семьдесят с хвостиком лет прошли для бывшей, повторяю бывшей Восточной Пруссии не напрасно.

Вечерний Черняховск с крыши единственной в городе высотки, построенной в советские времена
Вечерний Черняховск с крыши единственной в городе высотки, построенной в советские времена

Разрушенные войной города, сменили своих жителей. На смену пресловутому немецкому педантизму пришел советский энтузиазм. Старые постройки ежели то было возможно восстанавливались, обретая вторую жизнь. Возводились новые. На новом месте создавались новые фабрики, заводы и предприятия. Людям нужно было есть, нужна была одежда, стройматериалы, да много чего надо было. И по мере возможности эти потребности удовлетворялись местным производством. Но, как правильно подмечено в книге книг - не хлебом единым жив человек. Строились кинотеатры, дома культуры, библиотеки со всеми вытекающими отсюда последствиями. Конкурсы, творческие объединения, чего только один "Рассвет" стоит, который существует по сию пору. Появлялись памятники. Да, не такие. как были пр прежних жителях. Но, согласитесь, было бы довольно глупо если бы советские люди воздвигли памятник, скажем, Бисмарку или кайзеру Вильгельму. Конечно они ставили памятники советским руководителям и русским полководцам. А был еще и такой "памятник" - Доска почета. Попасть на нее было в то время большой честью, особенно на общегородскую. Относились к этому граждане страны советов вполне серьезно. М-да, сейчас у нас в славном городе Черняховске установили Доску почета, скажем откровенно - жалкое подобие тех, что украшали город в советские времена. Поэтому и отношение к ней такое же... К сожалению.

Городская доска почета на перекрестке улиц Ленина и Спортивной (фото из городского архива)
Городская доска почета на перекрестке улиц Ленина и Спортивной (фото из городского архива)

Как-то к нам в город приезжал молодой и талантливый литовский фотограф Альгирдас Бакас. Мне довелось не только с ним познакомиться. но и поработать. Он приехал в Черняховск поснимать для души и для истории. Очень осторожно, видимо боясь меня обидеть, он сказал, что хочет сделать фотографии того. что еще осталось от советской истории, которую по его мнению у нас после "перестройки" стали активно забывать и говоря образно разрушать. Самое любопытное, что я был с ним полностью согласен. Мы побывали с ним в автошколе ДОСААФ. Там в буфете сохранилась великолепная резьба и чеканка советской эпохи. А ещё там были колбы для сока, те, кто пил из граненых стаканов, купленный за советские копейки сок вспомнят что это такое. К сожалению. колб там больше нет - областное руководство организации затребовало их себе. Побывали мы на развалинах клуба летчиков. Правда история закончилась весьма печально. Вечером Альгирдас поехал один, чтобы сделать вечерние снимки здания водоканала. Тогдашний руководитель этого предприятия. бывший сотрудник силовых органов, усмотрел в действиях фотографа шпионскую деятельность и с его подачи наши бравые полиционеры отобрали у молодого литовца все пленки и пластины. Да, он снимал не на цифру, а на пленку, но в основном на пластины. Представляете себе шпиона, который выставляет на треноге доисторическую громоздкую камеру с объективом гофрой, а потом как минимум пятнадцать минут пытается сделать снимок. В общем. не достались ему картинки советского прошлого.

Из этих колб в советское время наливали сок. Именно этих колбы были в кафе ДОСААФ
Из этих колб в советское время наливали сок. Именно этих колбы были в кафе ДОСААФ

А какой мемориал был братской могиле. Это же произведение искусства! Его снесли и заменили на модерн, под предлогом того, что он обветшал и восстановлению не подлежал. Знакомые речи. Что-то вроде этого я слышал и про карусели в городском парке. Парке культуры и отдыха советских людей! И почему-то все это стало исчезать и пропадать именно после того, как советское прошло было сметено российской "демократией". И вот тогда же у нас стали вовсю пестовать довоенную историю, позиционируя ее, как культурное и историческое наследие. Дорогие мои, это не наследие - это трофей. Причем, трофей не желанный и за которой наша страна заплатила миллионами жизней советских граждан.

Фрагмент монумента павшим на улице Спортивной (фото из архива Сергей Голубева)
Фрагмент монумента павшим на улице Спортивной (фото из архива Сергей Голубева)

И тени рыцарей-тевтонов взяли реванш, уничтожив настоящее культурное наследие, которое создавали до нас переселенцы. Исчезали памятники, исчезали уникальные здания, в которых застыла советское понимание архитектурной красоты. Ушли в небытие мозаики и панно. А гиды стали рассказывать о том. как тут жили немцы, как при них было здорово, и как у нас все изгадили и разрушили. Ага! Вот мы и вернулись к этому "у нас". У нас - значит мы. Мы разрушаем, а потом сами же и возмущаемся. И это продолжается. Сейчас многие поют дифирамбы реконструкции в центре города. А вы знаете. что часть базальтовых камней была снята с тротуаров на улице Гагарина? Молодцы. снять с окраины. чтобы навести лоск в центре! Ладно. Хватит! Давайте вернемся к тому, что у нас есть свое культурное и историческое наследие. Иначе бы Игорь Ерофеев, историк, поэт, писатель и краевед не создал бы двухтомный труд "Летопись Черняховского района", охватывающий период с 1945 по 2010 годы. И если бы такие гиды-краеведы, о которых я упомянул выше, хотя бы полистали эти книги, они бы нашли там массу интересного, того, что можно было бы рассказать туристам, говоря о послевоенной истории нашего края.