Найти в Дзене
Финансовая газета

Почему безработные россияне не хотят идти на места мигрантов?

В конце августа на границе России с Казахстаном, в Кинельском районе Самарской области, скопилось огромное количество мигрантов из Узбекистана, старающихся прорваться через кордон на родину.

По инициативе руководства региона был даже развернут пункт временного размещения палаточного типа. Сначала количество мигрантов исчислялось сотнями, а потом дело пошло даже на тысячи. К концу месяца в Кинельском палаточном лагере скопились уже около 6000 граждан Узбекистана.

Обеспечить всех прибывших условиями для проживания у местных властей уже не получалось, а потому люди сами покупали легкие туристические палатки, устраивали шалаши из целлофана. Холодными ночами они обогревались возле костров. Причем здесь были не только мужчины, но и женщины с детьми дошкольного возраста, десятки беременных.

Только в конце сентября властям удалось этот самопроизвольный лагерь ликвидировать: кого-то отправили домой, кого-то – вглубь России.

Я к этим сборам на границе отношусь крайне неодобрительно. Я считаю, было неправильно, что этим людям помогали, вместо того чтобы забрать на 15 суток за нарушение режима госграницы. Потому что они создавали у других мигрантов иллюзию того, что можно вот так себя вести: все будет хорошо и домой отправят. И они совершенно не понимали, что, когда их отправят домой, будет хуже, а не лучше, потому что там работы нет, ничего нет.

Занимались организацией этих лагерей аферисты, которые забирали у людей последние деньги. Поэтому я за то, чтобы этих людей попросту бросали в чистом поле и никто бы ими не занимался, чтобы не создавать прецедентов.

Существует целая когорта мошеннического бизнеса вокруг мигрантов. В частности, к этому причастны так называемые лидеры диаспор, хотя на самом деле никаких лидеров и никаких диаспор в природе не существует, но есть определенные группы людей (или отдельные люди), которые говорят: «Дай мне 25 тысяч рублей, и ты будешь дома. Что ты будешь сидеть в этой России? Здесь сейчас опять объявят карантин, а дома и стены лечат».

Я с ними не согласна, потому что дома они напрягают нашу систему здравоохранения. Дома они создают нам безработицу ужасную, а здесь они могли бы очень пригодиться, они могли бы семьи свои кормить. Поэтому очень плохо, что часть людей поддаются на уговоры, и очень плохо, что узбекское правительство, к сожалению, поддается на их шантаж.

Без мигрантов Россия окажется еще глубже того места, где сейчас находится, потому что трудоспособное население России вымирает, а та часть трудоспособного населения, которая еще не вымерла и не уехала, она нетрудоспособна в большинстве отраслей. Те, которые остаются, очень любят быть журналистами, юристами, бухгалтерами. Они не любят работать руками. Им нравится сидеть в офисе. Поэтому трудовая миграция – это абсолютно естественно. И так, кстати, не только в России, так во всех странах. И это нормально – межстрановое разделение труда. Ни одной стране мира не обойтись без мигрантов.

Даже оставшись без работы, россияне все равно не хотят идти на рабочие места, которые им освободили мигранты. Да и не надо преувеличивать проблему. Уехали не очень многие. Уволились порядка 15% мигрантов. Но их работа легла, как правило, на других дворников из наших же стран. Ваши в дворники не идут!

А тем, кто остался в Узбекистане, в других странах Средней Азии, испугавшись ехать в Россию, пришлось очень тяжело. В Кыргызстане это, как видите, привело к криминальной революции, которая начиналась под хорошими лозунгами, а в итоге у них в правительстве оказались из ранее не судимых только три человека.

У нас в Узбекистане и Таджикистане, слава богу, население поспокойнее, чем в Кыргызстане. Но если режим закрытых границ продлится долго, то это может тоже привести к нехорошим результатам. Не думаю, что это будут революции, но это может привести к маленьким локальным «войнам», что ничем не лучше. В Узбекистане очень развиты землячества (происхождение из одной области), которые тоже имеют негативное влияние.