Найти тему
Михаил Старовойтов

Плюсы и минусы Ростова-на-Дону

Решили съездить в Ростов-на-Дону погулять. а тут как на зло вторая волна коронавируса. Да еще время выбрали как раз, когда в городе резко пошла вверх заболеваемость ковидом. С каждого утюга сообщали, что "город закрылся". Что делать? Отменять поездку? Я позвонил на ростовский вокзал и в Центр по борьбе с коронавирусной инфекцией по Ростову-на-Дону, чтобы выяснить, есть ли ограничения на посещение города. Оказалось, что таковых нет и мы купили билеты на Ласточку. От Краснодара до Ростова проезд стоит 766 рублей (это первым классом, вторым дешевле), ехать всего три часа.

Здание Городской Думы. 1899 г.
Здание Городской Думы. 1899 г.

Вежливость

Первое отличие Ростова от Краснодара я почувствовал ещё в Ласточке, пассажиры-соседи поздоровались с нами в вагоне. Это приятно удивило, когда едешь из Краснодара в Сочи на Ласточке, никто не здоровается. Да и в других городах меня в электричке не приветствовали. Отличительная ли это черта ростовчан или так сложилось - не могу сказать, но жители этого города мне показались достаточно вежливыми. Я в Ростове был много раз, но не обращал на это внимания.

Коронавирусные ограничения

Город нас встретил закрытыми кафе. Из-за ковида их работу ограничили до 22.00, а мы как раз приехали после десяти. А также ужесточённым масочным режимом. В Ростове если ты не носишь маску сразу же откуда ни возьмись появляется полицейский и настойчиво предлагает эту самую маску надеть. Но Ростов не скатывается в идиотизм и не закрывает, например, кинотеатры. Это ещё один плюсик городу. Надо отметить, что в столице Кубани кино не работает со времён самоизоляции, хотя это именно то место, где проще всего обеспечить соблюдение норм дистанцирования.

Отель

Остановились мы в лофт-отеле "Набоков" в Газетном переулке

Мне понравилось, что он находится в историческом здании. Тут была табачная фабрика, а теперь отель, офисы, ресторан и т.п. Такси от Главного вокзала до гостиницы стоило всего 115 рублей. И это ещё один плюс города - дешёвое такси. Мы ездили на короткие расстояния, но в Краснодаре в принципе не бывает таких цен: 44 рубля, 34, 62... Общественный транспорт в Ростове тоже доступный, поездка на трамвае стоит всего 17 рублей, для сравнения в Краснодаре 28 рублей. Но трамвай тут не в лучшем положении, пути старые, линии сократили. Хотя сами вагоны новые, в Ростове в основном ходят «City star”.

Скрин из приложения UBER
Скрин из приложения UBER

Архитектура

Мне всегда нравилась историческая архитектура Ростова, её здесь больше, чем в Краснодаре, местами город напоминает Санкт-Петербург. Но, к своему историческому наследию Ростов относится плохо. Возможно, даже хуже, чем у нас. Такого количества заброшенных зданий дореволюционной постройки я не видел. Среди них выделяется бывший театр музкомедии на Серафимовича 88, о нём я подробно написал здесь. А так же зерновые склады купца Парамонова.

Парамоновские склады
Парамоновские склады

Они расположены на берегу Дона и представляют собой руины. Хотя это памятник федерального значения. Говорят их хотят снести и выстроить заново. Интересно, кому нужен будет этот новодел?

Печальное зрелище из себя представляет улица Социалистическая, тут подряд несколько полуразрушенных зданий. Вот так выглядит Доходный дом Туроверовой (постройки конца XIX века).

Он уже наполовину развалился. Видно, что здание горело. Внутри полная разруха, зато патриотично висит флаг России на стене.

-7

Рядом с ним, по Социалистической 128 Доходный дом Парамонова, сына купца, склады которого сейчас представляют из себя руины. Дальше очень симпатичный домик, он поразил меня потрясающей дверью красного цвета. Жаль, что ООО "Артель" не придумало ничего умнее, чем прилепить свою убогую синюю вывеску на фрамугу.

На Большой Садовой в целом всё неплохо. Центральная улица. Здесь стараются поддерживать дома в подобающем виде, но стоит отойти в сторону и начинаются заброшки. Вообще, говорят, в Ростове не церемонятся с историческими зданиями, если не удаётся снести, они могут случайным образом загореться... Это очень печально. Город меняется и не в лучшую сторону. Он мог быть не менее красивым, чем Санкт-Петербург, но имеющуюся архитектурную историческую ткань города то и дело прорывают убогие современные сараи. Краснодар этим тоже страдает. Тут мы с ростовчанами близнецы-братья.

Это уродское здание, кстати, известный отель
Это уродское здание, кстати, известный отель

Набережная

Набережная Ростова большая, красивая. Только лестница к ней ведёт, "украшенная" убогим забором из профнастила.

-10

Дон река полноводная и речная навигация здесь очень активная. Кубань, по сравнению с Доном малюсенький ручеёк.

Дон
Дон

Да и по чистоте Дон поприятнее, Кубань, к сожалению, за километр воняет нечистотами, здесь такого нет. Это еще плюс Ростову. А вот с архитектурой тут опять плохо. Вот например Институт Водного Транспорта. Судя по всему, это было старое кирпичное здание, которое превратили в сарай, обложив его убогим вентфасадом.

Институт водного транспорта
Институт водного транспорта

А ещё в Ростове меньше зелени, чем в Краснодаре. Но учитывая как власти борются с деревьями, возможно, совсем скоро этого преимущества у нас не будет.

-13

Всю поездку меня не покидало неприятное ощущение. Очень красивый город, но он в таком упадке... И ведь разрушается то, что и составляет лицо этого города, именно то, что и является Ростовом-на-Дону. А сараи вентфасадные остаются. Впрочем, это тема отдельной статьи.

Продолжение следует