Озвученные со стороны первых лиц страны требования к ректорскому корпусу белорусских вузов отчислять студентов, участвовавших в акциях протеста, вынесли на поверхность то, что уже ни для кого не секрет в белорусском обществе. Прохождение срочной службы в армии для наших юношей является наказанием и признаком социальной неудачи. Желание «неслужить», всеми возможными и невозможными способами «откосить» не только со стороны молодежи, но и их родителей стало абсолютным приоритетом в белорусском обществе.
Причина этого не в том, что белорусские юноши не любят свою родину или такие изнеженные и слабые. В этом вопросе срабатывает чистый и абсолютно понятный для всех расчет. Полтора года в армии – это потеря двух курсов в обучении. Более того, если ребята осваивают высокотехнологичные специальности, связанные с изучением естественных и точных наук, то перерыв в образовании преодолеть крайне сложно. Это при условии, что призванный молодой человек в вуз поступил. А если по тем или иным причинам после школы не смог этого сделать? Здесь возникает неразрешимая задача. Никаких льгот, бесплатных курсов для подготовки к поступлению, то есть, к сдаче централизованного тестирования нет. Надеяться можно только на собственное сверхжелание оказаться студентом и кошелек родителей, которые смогут оплатить подготовительные курсы или репетиторов. Но для этой категории молодых людей подобное маловероятно.
Но и это не главное, вопрос в другом. Что на сегодняшний день представляет собой белорусская армия? Точнее сказать, ее офицерский корпус? Люди, которые сейчас принимают ключевые решения, ориентируются на время своей молодости, то есть на время службы в Советской армии. Но советский офицер по всем параметрам был элитой общества. А белорусский сегодня? Кто поступает на военные факультеты университетов или в военную академию? Те, кто способен набрать на ЦТ 80-100 баллов из 400. (Есть, правда, одна-две военных специальностей, перешагнувших рубеж в 150 баллов.) Это те ребята, родители которых не могут обучать своих детей платно. И вот к таким лейтенантам, старшим лейтенантам и капитанам приходят в казарму бывшие студенты, набравшие от 300 до 400 баллов.
То, что политика рано или поздно придет в казармы, сомневаться не приходится. Другое дело, что между офицерским корпусом и конкретным солдатом или сержантом в этом случае будет лежать интеллектуальная пропасть. Как ее преодолеть и можно ли ее преодолеть вообще? Не думаю. Армейская казарма – это очень сложный механизм в силу естественных причин. Это закрытая молодежная однополая среда, где каждый день и каждый час идет борьба за лидерство в коллективе. И далеко не факт, что верх в ней одержит командир роты или командир взвода. Эта интеллектуальная пропасть станет источником многих конфликтов, личной агрессии, как со стороны солдат, так и со стороны офицеров, которые могут закончиться очень трагически – в армии есть боевое оружие. Но складывается такое впечатление, что сегодня об этом никто не задумывается. Дело Коржича в Печах никого ничему не научило.
А как считаете вы? Напишите в комментариях!
Понравилась статья? Тогда поставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей с друзьями!