Как купить туристическую путевку дешевле
Впервые мое знакомство с Николо-Березовкой произошло в 90-х. Тогда холодной поздней осенью мы пробирались по грязному месиву к Никольскому храму, для которого началась новая жизнь, новая эпоха — спустя много лет храм наконец-то стали восстанавливать. Мы вошли в огромные деревянные двери, и в лицо ударил резкий влажный и холодный воздух, а после любого шороха следовало продолжительное эхо. Под куполом на высоченных строительных лесах, на самом верху проводила реставрационные работы моя бабушка, а рядом на жердочке сидел белый кот Клёпа. Как работать в таком холоде, да еще и с задранной головой я не могла себе даже представить. Наверное, требовалась огромная сила воли и желание донести до потомков это историческое достояние, этот великий памятник русской православной архитектуры. Старинное село, которому двадцать лет назад грозило исчезновение, пережило второе рождение, связанное, прежде всего, с восстановлением Никольской церкви.На прошлой неделе авторы разбередили мою душу своими заметками о некогда покинутых городках, отданных во власть природы и времени. И я решила тоже рассказать вам о своем таком местечке, тем более в прошедшие выходные мы как раз ездили в Башкортостан, и у меня была возможность посетить Николо-Березовку.В 1550 году эти земли были пожалованы Иваном Грозным Строгановым. А те в свою очередь господа ушлые быстренько устроили варницы и стали вести торговлю. Событие это имело, конечно, в первую очередь политический характер, ведь здесь на границе с территорией нерадивых башкир и татар была образована крепость, а Николо-Березовка стала первым русским поселением в этих местах.Откуда такое странное двойное название? Существует две теории, две легенды… В 1552 году Казань пала. Но еще в течение шести лет население оказывало вооруженное сопротивление войскам Ивана Грозного. Перед местным населением встал вопрос: либо продолжать изнурительную борьбу, либо переходить под власть московского царя. Выбрали второе. И в 1557 году Северо-западные башкирские племена и Прикамские удмурты добровольно вошли в состав России. Как только Прикамье оказалось под единой властью, сюда хлынул поток русских крестьян.
Царь, укрепив за переселенцами земли и рыбные ловли, в знак особой милости прислал сюда икону Святителя Николая чудотворца, по которой слобода стала называться Никольской, до переименования ее потом, по реке, селом Березовским. По другому преданию, икона была найдена по реке Каме в дупле березы людьми Строганова, плывшими караваном по Каме, отчего и получила название «Березовской». Естественно местные люди крайне набожные, и придерживаются второй легенды, и с радостью рассказывают истории, как икона эта творила здесь чудеса, ее почитали, поклонялись, а село процветало. Каменный храм возвели в честь чудотворной иконы в 1806 году, после того как три предыдущих деревянных каждый раз горели. Это ознаменовало начало «золотого века» для села. Из рядовой деревни она превращается в крупный торгово-промышленный центр. Причиной расцвета послужило выгодное расположение Николо-Березовки, как удобной пристани на Каме. Огромное количество производимого в западной части Бирского уезда хлеба вывозилось на Березовскую пристань.В течение многих веков основным населением села являются купцы. Березовские купцы построили множество хлебных амбаров, где скапливался привезенный хлеб, а с началом навигации осуществлялась его отправка. С 6-10 декабря в селе проводилась большая ярмарка. По выходным устраивали базары. Наряду с временной торговлей уже во второй половине 19 века существовало немало стационарных торговых заведений, лавок. К концу 19 века здесь насчитывалось 37 торговых предприятий. Главная улица Николо-Березовки так и называлась «Купеческая». Берег Камы был застроен двумя рядами амбаров, улица — купеческими особняками. От большинства из них сегодня остались жуткие развалины.С 1871 года по 1917 год в Николо-Березовке действовал женский монастырь. Сейчас эта территория образованного в Советское время парка Победы, а от монастыря не осталось и следа, разве вековые сосны хранят воспоминания.Но виды с холма потрясающие. Когда-то здесь протекала широкая река Березовая, ее берега до сих пор характерно прорисовываются и можно только диву даваться, насколько она была полноводна. В том месте, где о берега билась река, сейчас пасутся кони. А сверху в том месте, где монахини некогда любовались видами, построили необычную детскую площадку.А красивое озеро в парке превратилось в какое-то болото с одинокими рыбаками…Узнав о том, что в селе хранится чудотворная икона, дважды посетила село Елизавета Федоровна Романова, в 1910 и 1914 годах. После трагической смерти мужа в 1905 году (от взрыва бомбы) Елизавета Федоровна покидает светское общество и всю свою жизнь, часть своего состояния направляет на благотворительные цели. На собственные деньги она покупает участок земли в Москве и строит там больничный городок. Для ухода за больными она создает знаменитую Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. Сама принимает постриг, становится игуменьей, настоятельницей общины, лично ухаживает за тяжелобольными. Ее приезд в Николо-Березовку по тем временам событие редкое, неординарное. Великая княгиня щедро одаривала детей, крестьян, чиновников подарками. В 2003 году в память о пребывании Великой княгини, святой преподобной мученице Елизавете, погибшей почти одновременно с царской семьей в шахте города Алапаевска, в селе Николо-Березовка построена часовня «Елизаветина кладезь». От Никольского храма сюда ежегодно совершается Крестный ход.В 1917г. монастырь закрывают. Сразу же после свершения Октябрьской революции началась борьба за переустройство жизни населения. И тот, кто недавно был хорош и добился процветания села стал негодяем и пошел под нож. Поэтому в 1919 году Колчаку не пришлось долго уговаривать местных перейти на его сторону. Но Красная армия достаточно быстро очистила земли от всякой «белой» нечисти, подавила бунт в 20-м году недовольных продразверсткой. И с благими намерениями отправился на промывку мозгов по Волге и Каме пароход «Красная звезда» с большой группой агитаторов и пропагандистов. В Николо – Березовке на пароходе для жителей села был показан первый немой фильм и проведен митинг. В качестве инструктора на пароходе плыла сама Крупская!И удачно сагитировав массы, в жесточайших условиях классовой борьбы началась массовая коллективизация. Но ушлые и нерадивые жители, в чьи жилах текла предпринимательская кровь, не были готовы к тому, чтобы день и ночь батрачить в поле и ничего с этого не иметь. Когда в марте 1933 года в район приехали представители Метростроя на заготовку сельхозпродуктов. В райцентре состоялся митинг, на котором было решено направить на Метрострой 100 комсомольцев. Но патриотический порыв молодежи был настолько велик, что при заключении договора записались 5 тысяч человек. Район оказывал Метрострою и продовольственную помощь. Метрострой не остался в долгу, он оказывал району большую материальную помощь. Для телефонизации прислали провода, изоляторы, аппаратуру, выделяли различную технику, радиоустановки.В послереволюционное время слава и мощь крупного купеческого села стала меркнуть. Храм закрыли в середине 1930-х годов. Чудотворная икона исчезла. В здании поочередно находились склад, столовая и пекарня. О тех прекрасных днях великого прошлого села напоминали лишь купеческие особняки на берегу Камы.А вскоре и о тех позабыли… Началась новая эпоха. В 1955 году здесь пробил первый нефтяной фонтан, что послужило новым этапом развития края. Год за годом развивались все новые месторождения. И сегодня 10 подразделений ОАО АНК «Башнефть — Янаул» ежегодно из недр района выкачивают более 2 миллионов тонн «черного золота». А вокруг Николо-Березовки только и виднеются буровые вышки да нефтяные качалки. Этой новой истории было уже не до Купеческой улицы и ее переименовали в улицу Ленина. А митинги и народные гуляния проводились на церковной площади.Здесь хоть еще и находилась администрация, районная больница и педучилище, людей тянуло из «деревни» в город, в новый застраиваемый хрущевками на деньги нефтяников город Нефтекамск. Всем же тогда интереснее было стать городскими… Но все равно Никола-Березовка была по количеству жителей больше окружающих ее поселений, что сохранялось до 1970-80-х годов. 70-е годы XX века были ознаменованы началом подготовительных работ под строительство водохранилища для Нижнекамской ГЭС. Началось переселение жителей из нижней части села Николо-Березовка в верхнюю часть и город Нефтекамск. Когда село начали сносить, порой неправомерно выселяя жителей из тех домов, которые даже в условии полного поднятия Нижнекамского водохранилища, не попадали в зону затопления. Так пострадала главная и лучшая часть посёлка с красивейшими купеческими особняками на улицах Ленина и Чеверёва: эти дома стояли на такой возвышенности, что сами устроители сноса соглашались о ненужности разрушения исторической части села. Но тогда бытовала мечта – снесём всё, а потом укрепим берега, оденем их в бетон и на месте посёлка устроим зону отдыха. Чего собственно сделано никогда не было. Так навечно умерло некогда успешное во всех планах село, которое вполне могло бы разрастись в большой город, но чему не суждено, тому не суждено.Нет, хотя, не умерло, скажем – уснуло – на 20 с лишним лет. Реформы в стране и инициатива местного жителя, предпринимателя Валерия Тетерева, спасли от разрушения храм и десятки кирпичных зданий старинного села. В 1993-1994 годах был создан благотворительный фонд «Никольский храм» и Николо-Березовский историко-культурный центр. Спустя шесть с лишним десятилетий начал оживать храм, он был восстановлен благодаря старанию истинных поклонников веры и красоты, тот, кто ценил историю этих мест, и с болью смотрел на увядание такой жемчужины. И я с гордостью могу сказать, что и моя бабушка принимала в этом процессе восстановления активное участие. За годы реставрационных работ воссоздан купол и верх колокольни, во втором ярусе колокольни устроен музей села, храм заново оштукатурен. Устроен новый иконостас – линии мучительно распростертых рук Спасителя уже предвосхищают блаженную невесомость, а чувство парения усиливают фигурки ангелов, подлетающие к кресту с разных сторон, словно воробьи. Обустроены трапезная часть и приделы, расписаны стены, воссозданы уничтоженные церковные главы. А насколько внутри храма чувствуешь себя свободно и прилив какой-то невероятной энергии – не свойственная черта для российских храмов. Хотя и здесь меня загнали в определенные рамки. Фотографировать внутри не то, чтобы не разрешили, сказали можно, но только с благословения батюшки, которого как раз-таки и не оказалось в это время в Храме. Ну ладно, таинство верующих тоже надо уважать.Наконец, проведена реставрация уникального комплекса купеческих зданий Николо-Березовки, здесь создан настоящий историко-культурный музей-заповедник. Теперь ежегодно 22-24 мая, в дни святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в селе проводятся празднества по случаю дня Николы Вешнего и Дня славянской письменности и культуры, праздники колокольного звона. Все земли вместе с постройками, которые когда-то являлись усадьбами знаменитых купцов, сейчас раскуплены местными «олигархами». Кто-то быстренько подсуетился и воссоздал в стиле XIX века гостиницу, коих собственно на одну эту старинную улицу целых три штуки приходится! Кто-то же здесь обустраивает свое собственное жилье.Но если сравнить с тем, что я увидела в свой первый приезд, то здесь стало намного уютней. Положили хороший асфальт, купеческие дома потихоньку восстанавливают. Конечно, много еще руин, но я думаю, что и их ждет только самое светлое будущее. Может будущее это действительно заложено в местном храме, точнее в местном таком почитаемом Святом Николае Чудотворце. Вот восстановили храм, и жизнь снова пришла в эти места, и тут уже волей — неволей веришь в местную легенду…