В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. (Флп. 2, 5)
Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский
В день явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани
Сегодняшнее чтение из святого Апостола заповедует филиппийцам, да мудрствуется в них то же, что и во Христе Иисусе, то есть чтобы их ум, их сердце и вся их жизнь постоянно были управляемы и оживляемы тем же духом, каким был управляем и оживляем во всю Свою земную жизнь и во всех Своих действиях Сам Иисус Христос. Этот дух Христов — дух совершенной преданности Богу, для которой исполнение Божией воли, как бы ни была эта Божия воля трудна и неприятна, есть самое первое и самое приятнейшее дело, — святой Апостол называет в настоящей своей заповеди мудростью Христовой.
Означенная данная филиппийцам заповедь равно дана и нам. Ибо и мы носим на себе то же святое имя христиан, как и филиппийцы. И нам должно проводить нашу жизнь не по какой-либо иной мудрости, как по мудрости Христовой, то есть по тому духу, или по тем правилам жизни, по которым жил Сам Христос и которые Он поставил в закон для нашей жизни.
Други! В наше время многие из христиан, как самим вам известно, живут весьма своевольно и безрассудно. Они предпринимают, начинают, продолжают и оканчивают свои дела, нимало не разбирая, хороши ли они или худы, сообразны ли с учением Иисуса Христа или несообразны. Такая жизнь не согласуется не только с именем христианина, но и просто с именем человека. Ибо только бессмысленным животным свойственно делать без сознания и рассуждения; а человек имеет разум и поэтому должен рассуждать и делать то, что должно делать. Таким образом, делает ли он что или не делает, ему должно иметь основательную на то причину — именно потому, что он человек и имеет разум.
Все христиане, не живущие по Христовой мудрости, часто сами не зная того, живут по правилам мудрости плотской, или по правилам мудрости сего мира.
Мудрость плотская домогается только того, что удовлетворяет прихоти плоти или что обеспечивает удовлетворение прихотей ее на будущее время. То, чего именно она домогается, известно всем.
Мудрость мирская ищет того, что льстит нашему самолюбию и нашей гордости: она домогается отличного внимания от людей, чести, господства над людьми, богатства и отличной славы, хотя бы то было в делах иногда не только не достойных славы, но и достойных всеобщего презрения.
Ни плотская, ни мирская мудрость, хотя она бывает весьма изобретательна, тонка и дальновидна, не есть в самом деле мудрость. Благодарение Богу! Он достаточно обуил ее (1 Кор. 1, 20), то есть показал нам, что она есть буйство, или глупость и безумие, а не мудрость. Ибо, управляясь в нашей жизни мудростью Христовой, мы верно знаем, что эта плотская и мирская мудрость на низшей ее степени есть легкомысленное неисполнение познанной воли Божией, а исполнение воли своей плоти и своей гордости, следовательно — глупость; на высшей или средней ее степени она есть намеренное, упорное неисполнение познанной воли Божией, следовательно — буйство, или безумие в собственном смысле; на самой высшей степени она есть презрение познанной воли Божией и старание, чтобы не исполняли воли Божией и другие, следовательно — безумие крайнее, безумие сатанинское. На всех трех степенях эта плотская и мирская мудрость стыдит человека перед Богом и делает его весьма несчастным в самом себе. Ибо на низшей ее степени она делает человека рабом греха; на ее высшей или средней степени она делает человека рабом греха упорным и закосневающим; на самой высшей ее степени она делает человека совершенно закосневшим и злобным рабом греха, подобным сатане.
Противоположная этой мудрости — мудрость в собственном смысле — есть мудрость Христова. Она коренным образом основывается на учении Иисуса Христа и на согласном учении святых апостолов, потом на богомудрых писаниях святых отцов и правилах Святых Соборов и составляет такой дух, такие правила веры и жизни, которые в продолжение более тысячи восьмисот лет были исследованы бесчисленным множеством людей, выдержали все пробы и испытания и остались, как и были, чистым золотом. По этим-то правилам веры и жизни, по этой мудрости — не по иной — нам должно проводить жизнь нашу, если не хотим подвергнуться бесчисленным заблуждениям и лишиться наилучших и вечных благ, обетованных и уготованных христианам посредством Иисуса Христа.
Жизни по правилам мудрости Христовой требует от нас и цель нашего создания, и слово Божие, и Святая Церковь, и наше собственное обещание, данное нами при святом Крещении и даваемое при всякой исповеди. Вообще, такой жизни требует от нас прямой быт: и человеческий, и христианский.
Но поскольку нам должно жить по правилам жизни, предписанным нам Иисусом Христом, то само собой разумеется, что прежде всего нам должно отвергнуть все ложные правила мира. Весьма часто слышим между людьми: «Должно жить как водится; не всякая безделица — грех; молодым людям можно повеселиться; можно и в старости покаяться» — и прочее и прочее. Затыкайте уши при таких крайне соблазнительных сатанинских песнях; верьте тому что подлинно ведет нас к благополучию и блаженству: верьте святому Евангелию, Святой Церкви и святым отцам ее, а не тем лжехристианским мудрователям, которые не довольствуются тем, что сами развратны, но хотят своими сатанинскими правилами вести и других в погибель вечную. Поскольку нам должно жить по правилам мудрости Христовой, то само собой разумеется, что не должно много доверять собственному разуму. Все мы согласны в том, что тот весьма благоразумно поступает, кто в своих важных делах советуется с другими сведущими и опытными людьми, потому что, поступая так, он избегает опасности погрешить и расстроить свое состояние. Знаем также совершенно, что кто водится только своим собственным разумом, тот весьма часто претыкается и много теряет. Но с кем можно более советоваться, как не с разумом Божиим? И кому можно более доверять, как не Божьему разуму? Разум же Божий открылся нам в духе и учении Иисуса Христа и продолжает открываться в духе Его Святой Церкви и в учении ее пастырей (Еф.4, 11-14).
Поскольку нам должно жить по правилам мудрости Христовой, а мудрость Христова, как показывает нам всё слово Божие, клонится, естественно, к достижению цели нашего создания, то нам должно жить сообразно с тем, для чего создал нас Бог. Бог же создал нас не для того, чтобы мы привязывали свое сердце только к земному и к тленному, но для того, чтобы мы познали Его Самого, любили Его, хранили Его заповеди, любили своих ближних и таким образом созревали для вечного блаженства. Непрестанно имейте, братья, эту цель нашего создания в своих мыслях и в своем сердце, постоянно сообразуйтесь с ней в вашей жизни! Кто стремится к этой цели, тот весьма блажен, потому что все блага, уготованные, заслуженные и обещанные нам Иисусом Христом, суть Его блага (Рим. 8, 17). Напротив, кто удаляется от этой цели, тот крайне несчастен, потому что все бедствия, какие навлек и навлекает на себя сатана своим неповиновением Богу, делаются и его бедствиями, ибо вечный огонь уготован не диаволу только, но и аггелам, то есть служителям и последователям, его (Мф. 25, 41).
Поскольку нам должно жить по правилам мудрости Христовой, то дары благодати Божией, то есть силы к христианской жизни, подаваемые нам свыше в увещаниях и побуждениях Божиих, должно ценить выше всех благ сего мира. Их должно ценить так высоко, во-первых, потому, что они суть плод смерти Христовой, ибо без Христовых страданий и заслуг мы не имели бы их; во-вторых, потому, что без этих даров благодати мы не можем сделать ни малейшего подлинно доброго дела и, следовательно, нимало не можем жить по Христовым правилам жизни, ибо Христос ясно сказал Своим ученикам: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Итак, будут ли дары Божией благодати светом для нашего разума или побуждением для нашей воли, будут ли увещанием, наставлением или какими-либо иными средствами к спасению — нам всегда должно принимать их с благоговением и благодарностью, дабы не подпасть некогда тяжкому ответу и осуждению за их пренебрежение и неупотребление к нашему спасению.
Други! Крепко держитесь мудрых правил жизни и веры Иисуса Христа. Кто удаляется от мудрости, тот необходимо и весьма естественно приближается к глупости и наконец более и более соединяется с глупостью, а поэтому и сам делается совершенно глупым. В этом состоянии глупости всякая истинная мудрость ему кажется глупостью, а истинная глупость и безумие — мудростью. Пример этого имеем в язычниках и иудеях. Крест Христов есть бездна премудрости Божией и самая могущественная сила к святой жизни; но иудеи видели в кресте Христовом только соблазн, а язычники — безумие (1 Кор. 1, 23). Другой пример этого вы видите в отступниках от Святой Православной Церкви. Православная Церковь, по неложному слову Всесвятого Духа, изреченному святым Апостолом, есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Но им подумалось, да даже и доныне многим думается, что она, то есть Православная Церковь, держит, распространяет и утверждает не истину, а ложь и ересь.
Господь Бог обуил мудрость язычников, то есть ясно показал всякому благоразумному человеку, что она не мудрость, а глупость,— показал именно тем, что послал к язычникам со Своею мудростью святых апостолов, нимало не ученых земным наукам, и эти апостолы столь убедительно обличали их мнимую мудрость в ее глупости и столь ясно открывали им премудрость Божию, что те же язычники, и ученые и неученые, весьма скоро в бесчисленном множестве приложились ко Христу. Так же явно Бог обуил мудрость иудеев — именно тем, что Он, лишив их и Храма, и жертвоприношений в нем, и земли обетования, рассеял их по всему лицу земли в притчу всем народам. Равно явно Бог обуил и отступников от Православной Церкви: частью тем, что некоторые из них, совершенно вопреки слову Божию и правилам святых отцов, принимают к себе для совершения священнодействий таких священников, которые отступлением своим от Святой Церкви потеряли право на совершение священнических действий; частью тем, что другие из них, вопреки тем же правилам святых отцов и вопреки самому слову Божию, которое пишет как непреложный закон: никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 4), сами собою принимают на себя дело и честь священства; частью весьма многими совершенно нескладными и весьма грубыми мнениями; частью тем, что их общество, в противоположность исповедуемому и нами, и ими качеству истинной Церкви — качеству ее единства, весьма скоро разделилось и непрестанно разделяется на новые секты, или толки, так что в наше время таковым отделившимся сектам, или толкам, почти уже нет и счета; и частью, наконец, тем, что многие из отделившихся от Православной Церкви составили из себя такие вольные общества, которые уже не признают не только древних книг, древнего вида креста, древних икон, но и никаких церковных книг, никакого креста, никаких икон. Потеряв истинную Церковь, они потеряли и Бога. Иначе и не могло быть. Ибо как Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), то кто твердо и неуклонно держится сего столпа истины, тот только и остается в истине и спасается; а кто перестает держаться сего столпа, тот необходимо теряется в заблуждениях и погибает!
Держитесь, братья, правил веры и жизни Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа — правил, непрерывно внушаемых нам Святой Церковью. Держась твердо и нелицемерно этих правил веры и жизни, вы удобно войдете в полный, всеоживляющий и всеукрепляющий дух Иисуса Христа. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2 Кор. 13, 13)! Аминь.