Найти тему
Чтец смыслов

Живи по правилам мудрости Христовой

Казанская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери

В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. (Флп. 2, 5)

Григорий (Постников), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский

В день явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

Сегодняшнее чтение из святого Апостола заповедует филип­пийцам, да мудрствуется в них то же, что и во Христе Иисусе, то есть чтобы их ум, их сердце и вся их жизнь постоянно были управляемы и оживляемы тем же духом, каким был управляем и оживляем во всю Свою земную жизнь и во всех Своих дей­ствиях Сам Иисус Христос. Этот дух Христов — дух совер­шенной преданности Богу, для которой исполнение Божией воли, как бы ни была эта Божия воля трудна и неприятна, есть самое первое и самое приятнейшее дело, — святой Апостол называет в настоящей своей заповеди мудростью Христовой.

Означенная данная филиппийцам заповедь равно дана и нам. Ибо и мы носим на себе то же святое имя христиан, как и филиппийцы. И нам должно проводить нашу жизнь не по какой-либо иной мудрости, как по мудрости Христо­вой, то есть по тому духу, или по тем правилам жизни, по которым жил Сам Христос и которые Он поставил в закон для нашей жизни.

Други! В наше время многие из христиан, как самим вам известно, живут весьма своевольно и безрассудно. Они предпринимают, начинают, продолжают и оканчивают свои дела, нимало не разбирая, хороши ли они или худы, сообразны ли с учением Иисуса Христа или несообразны. Такая жизнь не согласуется не только с именем христианина, но и просто с именем человека. Ибо только бессмысленным животным свойственно делать без сознания и рассуждения; а человек имеет разум и поэтому должен рассуждать и делать то, что должно делать. Таким образом, делает ли он что или не делает, ему должно иметь основательную на то причину — именно потому, что он человек и имеет разум.

Все христиане, не живущие по Христовой мудрости, часто сами не зная того, живут по правилам мудрости плот­ской, или по правилам мудрости сего мира.

Мудрость плотская домогается только того, что удовлет­воряет прихоти плоти или что обеспечивает удовлетворение прихотей ее на будущее время. То, чего именно она домога­ется, известно всем.

Мудрость мирская ищет того, что льстит нашему само­любию и нашей гордости: она домогается отличного вни­мания от людей, чести, господства над людьми, богатства и отличной славы, хотя бы то было в делах иногда не только не достойных славы, но и достойных всеобщего презрения.

Ни плотская, ни мирская мудрость, хотя она бывает весьма изобретательна, тонка и дальновидна, не есть в самом деле мудрость. Благодарение Богу! Он достаточно обуил ее (1 Кор. 1, 20), то есть показал нам, что она есть буйство, или глупость и безумие, а не мудрость. Ибо, управляясь в нашей жизни мудростью Христовой, мы верно знаем, что эта плотская и мирская мудрость на низшей ее степени есть легкомысленное неисполнение познанной воли Божией, а исполнение воли своей плоти и своей гордости, следова­тельно — глупость; на высшей или средней ее степени она есть намеренное, упорное неисполнение познанной воли Божией, следовательно — буйство, или безумие в собствен­ном смысле; на самой высшей степени она есть презрение познанной воли Божией и старание, чтобы не исполняли воли Божией и другие, следовательно — безумие крайнее, безумие сатанинское. На всех трех степенях эта плотская и мирская мудрость стыдит человека перед Богом и делает его весьма несчастным в самом себе. Ибо на низшей ее степени она делает человека рабом греха; на ее высшей или средней сте­пени она делает человека рабом греха упорным и закосневающим; на самой высшей ее степени она делает человека совер­шенно закосневшим и злобным рабом греха, подобным сатане.

Противоположная этой мудрости — мудрость в собст­венном смысле — есть мудрость Христова. Она коренным образом основывается на учении Иисуса Христа и на соглас­ном учении святых апостолов, потом на богомудрых писа­ниях святых отцов и правилах Святых Соборов и составляет такой дух, такие правила веры и жизни, которые в продолже­ние более тысячи восьмисот лет были исследованы бесчис­ленным множеством людей, выдержали все пробы и испыта­ния и остались, как и были, чистым золотом. По этим-то правилам веры и жизни, по этой мудрости — не по иной — нам должно проводить жизнь нашу, если не хотим подверг­нуться бесчисленным заблуждениям и лишиться наилучших и вечных благ, обетованных и уготованных христианам посредством Иисуса Христа.

Жизни по правилам мудрости Христовой требует от нас и цель нашего создания, и слово Божие, и Святая Церковь, и наше собственное обещание, данное нами при святом Крещении и даваемое при всякой исповеди. Вообще, такой жизни требует от нас прямой быт: и человеческий, и хрис­тианский.

Но поскольку нам должно жить по правилам жизни, пред­писанным нам Иисусом Христом, то само собой разумеется, что прежде всего нам должно отвергнуть все ложные правила мира. Весьма часто слышим между людьми: «Должно жить как водится; не всякая безделица — грех; молодым людям можно повеселиться; можно и в старости покаяться» — и прочее и прочее. Затыкайте уши при таких крайне соблазни­тельных сатанинских песнях; верьте тому что подлинно ведет нас к благополучию и блаженству: верьте святому Евангелию, Святой Церкви и святым отцам ее, а не тем лжехристианским мудрователям, которые не довольствуются тем, что сами раз­вратны, но хотят своими сатанинскими правилами вести и других в погибель вечную. Поскольку нам должно жить по правилам мудрости Христовой, то само собой разумеется, что не должно много доверять собственному разуму. Все мы согласны в том, что тот весьма благоразумно поступает, кто в своих важных делах советуется с другими сведущими и опытными людьми, потому что, поступая так, он избегает опасности погрешить и расстроить свое состояние. Знаем также совершенно, что кто водится только своим собственным разумом, тот весьма часто претыкается и много теряет. Но с кем можно более советоваться, как не с разумом Божиим? И кому можно более доверять, как не Божьему разуму? Разум же Божий открылся нам в духе и учении Иисуса Христа и продолжает откры­ваться в духе Его Святой Церкви и в учении ее пастырей (Еф.4, 11-14).

Поскольку нам должно жить по правилам мудрости Христовой, а мудрость Христова, как показывает нам всё слово Божие, клонится, естественно, к достижению цели нашего создания, то нам должно жить сообразно с тем, для чего создал нас Бог. Бог же создал нас не для того, чтобы мы привязывали свое сердце только к земному и к тленному, но для того, чтобы мы познали Его Самого, любили Его, хра­нили Его заповеди, любили своих ближних и таким образом созревали для вечного блаженства. Непрестанно имейте, братья, эту цель нашего создания в своих мыслях и в своем сердце, постоянно сообразуйтесь с ней в вашей жизни! Кто стремится к этой цели, тот весьма блажен, потому что все блага, уготованные, заслуженные и обещанные нам Иисусом Христом, суть Его блага (Рим. 8, 17). Напротив, кто уда­ляется от этой цели, тот крайне несчастен, потому что все бедствия, какие навлек и навлекает на себя сатана своим непо­виновением Богу, делаются и его бедствиями, ибо вечный огонь уготован не диаволу только, но и аггелам, то есть слу­жителям и последователям, его (Мф. 25, 41).

Поскольку нам должно жить по правилам мудрости Христовой, то дары благодати Божией, то есть силы к хрис­тианской жизни, подаваемые нам свыше в увещаниях и побуждениях Божиих, должно ценить выше всех благ сего мира. Их должно ценить так высоко, во-первых, потому, что они суть плод смерти Христовой, ибо без Христовых страданий и заслуг мы не имели бы их; во-вторых, потому, что без этих даров благодати мы не можем сделать ни малей­шего подлинно доброго дела и, следовательно, нимало не можем жить по Христовым правилам жизни, ибо Христос ясно сказал Своим ученикам: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Итак, будут ли дары Божией благодати све­том для нашего разума или побуждением для нашей воли, будут ли увещанием, наставлением или какими-либо иными средствами к спасению — нам всегда должно принимать их с благоговением и благодарностью, дабы не подпасть некогда тяжкому ответу и осуждению за их пренебрежение и неупотребление к нашему спасению.

Други! Крепко держитесь мудрых правил жизни и веры Иисуса Христа. Кто удаляется от мудрости, тот необхо­димо и весьма естественно приближается к глупости и нако­нец более и более соединяется с глупостью, а поэтому и сам делается совершенно глупым. В этом состоянии глупости вся­кая истинная мудрость ему кажется глупостью, а истинная глупость и безумие — мудростью. Пример этого имеем в язычниках и иудеях. Крест Христов есть бездна премуд­рости Божией и самая могущественная сила к святой жизни; но иудеи видели в кресте Христовом только соблазн, а языч­ники — безумие (1 Кор. 1, 23). Другой пример этого вы видите в отступниках от Святой Православной Церкви. Православная Церковь, по неложному слову Всесвятого Духа, изреченному святым Апостолом, есть столп и утверж­дение истины (1 Тим. 3, 15). Но им подумалось, да даже и доныне многим думается, что она, то есть Православная Церковь, держит, распространяет и утверждает не истину, а ложь и ересь.

Господь Бог обуил мудрость язычников, то есть ясно показал всякому благоразумному человеку, что она не муд­рость, а глупость,— показал именно тем, что послал к языч­никам со Своею мудростью святых апостолов, нимало не уче­ных земным наукам, и эти апостолы столь убедительно обличали их мнимую мудрость в ее глупости и столь ясно открывали им премудрость Божию, что те же язычники, и ученые и неученые, весьма скоро в бесчисленном множе­стве приложились ко Христу. Так же явно Бог обуил мудрость иудеев — именно тем, что Он, лишив их и Храма, и жертво­приношений в нем, и земли обетования, рассеял их по всему лицу земли в притчу всем народам. Равно явно Бог обуил и отступников от Православной Церкви: частью тем, что некоторые из них, совершенно вопреки слову Божию и пра­вилам святых отцов, принимают к себе для совершения свя­щеннодействий таких священников, которые отступлением своим от Святой Церкви потеряли право на совершение священнических действий; частью тем, что другие из них, вопреки тем же правилам святых отцов и вопреки самому слову Божию, которое пишет как непреложный закон: никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 4), сами собою принимают на себя дело и честь священства; частью весьма многими совершенно нескладными и весьма грубыми мнениями; частью тем, что их общество, в противоположность исповедуемому и нами, и ими качеству истинной Церкви — качеству ее единства, весьма скоро разделилось и непрестанно разделяется на новые секты, или толки, так что в наше время таковым отделив­шимся сектам, или толкам, почти уже нет и счета; и частью, наконец, тем, что многие из отделившихся от Православной Церкви составили из себя такие вольные общества, кото­рые уже не признают не только древних книг, древнего вида креста, древних икон, но и никаких церковных книг, ника­кого креста, никаких икон. Потеряв истинную Церковь, они потеряли и Бога. Иначе и не могло быть. Ибо как Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), то кто твердо и неуклонно держится сего столпа истины, тот только и остается в истине и спасается; а кто перестает дер­жаться сего столпа, тот необходимо теряется в заблуждениях и погибает!

Держитесь, братья, правил веры и жизни Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа — правил, непрерывно внушаемых нам Святой Церковью. Держась твердо и нелице­мерно этих правил веры и жизни, вы удобно войдете в полный, всеоживляющий и всеукрепляющий дух Иисуса Христа. Благо­дать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2 Кор. 13, 13)! Аминь.