- Стремительное распространение короновируса по всему миру серьезно осложнило работу глобальных логистических цепей технологических и других компаний и прежде всего из-за размещения основных производств в Китае
- Около 40% руководителей компаний из технологического сектора планируют провести изменения в текущей логистической модели для минимизации рисков в будущем
- Для быстрой реакции на негативные изменения внешней среды необходимо выполнить 4 шага для минимизации рисков и повышения устойчивости бизнеса
- Для достижения устойчивого результата компаниям нужно учитывать разные цепи логистических поставок для разных продуктов, клиентов и основных элементов логистической экосистемы.
Содержание:
Какие шаги нужно предпринять для стабилизации ситуации с системой поставок?
Достижение устойчивого результата в долгосрочной перспективе
Общее положение вещей
Отрасли телекоммуникаций и потребительских технологий, наряду с другими отраслями, продолжают ощущать воздействие коронавируса.
Первоначальная вспышка коронавируса в Китае нарушила глобальные цепочки поставок, но поскольку вспышка переросла в глобальную пандемию, затронувшую 118 стран, последствия стали еще более далеко идущими и менее предсказуемыми.
Так, крупнейший производитель электроники в Китае, Foxconn, который производит технику для Apple, Сisco, HP, Dell, Intel и многих других, заявил о падении своих доходов в феврале 2020 на 18,13% c $8,87 млрд. до $7,26 млрд. по сравнению с прошлыми годом . Китайский производитель заявил, что снизил объемы производства до уровня 50% для снижения риска распространения вируса. Распространение вируса также затронуло многие крупные глобальные компании из других секторов экономики: 94% компаний из списка Fortune 1000 видят риск для своей глобальной системы поставок.
Правительство в Китае обязали закрыть многие другие фабрики, расположенные в Китае, производящие товары для глобальных компаний от автопроизводителей до ритейлеров. И хотя компании часто имеют планы на случай непредвиденных обстоятельств в отдельно взятом регионе, быстрое распространение коронавируса по всему земному шару серьезно осложняет понимание того, какие регионы пострадают меньше всего.
Разделение производства на отдельные этапы стало возможным благодаря достижениям в области транспорта, технологий и связи, а также глобализации мировых рынков. Стоимость доставки резко упала, появилась стандартизация процесса доставки. Каналы связи, мобильные телефоны, интернет, облачные вычисления, услуги телефонной связи и бесплатная видеоконференцсвязь позволили людям обмениваться информацией на значительных расстояниях друг от друга. Однако пандемия коронавируса высветила проблемы, которые глобальные системы поставок представляют для экономики и безопасности. Когда электронные компоненты, производимые в одном регионе или на одном заводе, не могут быть поставлены в другую часть света из-за форс-мажора, финальный продукт не может быть закончен. Текущая ситуация усугубляется еще и тем, что из-за получившего популярность в последнее время «бережливого производства» (just in time) у производителей нет дополнительных запасов продукции, мощности или рабочих и они не справляются с поставками во время кризиса, разрывая, таким образом, глобальные цепочки поставок. Сложные современные технологии, такие как искусственный интеллект (AI) и интернет вещей, позволили сократить время доставки отдельных компонентов до минимума - непосредственно до их установки в компьютер, автомобиль или медицинский прибор – и избавили от необходимости держать излишки на складах, принося значительную экономию.
Основным драйвером по размещению производственных площадок в Китае и других странах, было снижение расходов, уменьшение себестоимости продукции и близость к региональным рынкам сбыта, что делало продукцию наиболее конкурентоспособной. Пересмотр глобальной модели производства и всей системы поставок, с одной стороны, уменьшит риск внезапной остановки производства, но с другой стороны, увеличит стоимость товаров и сделает их менее конкурентоспособными.
Согласно исследованию, проведенному PwC среди 300 руководителей компаний телеком и медийного сектора Америки 39% планируют провести изменения в своей цепочке поставок и еще 18% - пока не уверены в подобных мерах. Планируемые изменения могут касаться поставщиков, производственных площадок или рынков сбыта.
Результаты опроса руководителей компаний из технологического и медийного сектора на вопрос об изменении в цепи поставок в связи с распространением вируса
В тоже время, 43% руководителей пока не планируют проводить какие-либо изменения и еще не осознали серьезность возникшей ситуации.
Какие шаги нужно предпринять для стабилизации ситуации с системой поставок?
Компании должны быстро реагировать на те внешние вызовы, которые нарушают выстроенные системы поставок как на глобальных рынках, так и на внутренних. Часто, для выявления потенциальной проблемы, требуется провести детальный анализ, с использованием большого массива данных и выработать детальный план действий при наступлении неблагоприятной ситуации.
Общий план действий, согласно нашим наблюдениям, заключается в выполнении 4-х основных шагов, для достижения положительных результатов и минимизации рисков, связанных с системой поставок в компании.
Мероприятия по минимизации риской и повышения устойчивости системы поставок в условиях неопределённости
Достижение устойчивого результата в долгосрочной перспективе
Пандемия COVID-19 - не краткосрочный кризис, а имеет долгосрочные последствия, которые могут отражаться на разных этапах всей системы поставок. Для предотвращения этих последствий, компаниям необходимо создать устойчивую модель цепочки поставок, достаточно гибкую, чтобы быстро и с минимальными рисками реагировать на внешние негативные изменения и избежать возможных сбоев в работе всего предприятия.
Это требует наиболее комплексного похода к решению этой задачи, где должны учитываться многие факторы. Так, например, для разных типов продуктов, необходимы разные элементыцепи логистической доставки для разных типов клиентов и рынков.
Сегментация по этим по 3-м составляющим является важным шагом в выявлении проблемных мест в цепи доставки, а данные, собранные с цифровых источников и проанализированные с помощью аналитики, помогут понять сложность проблемы и предсказать возможные риски в будущем. Технологические элементы (платформы, датчики м2м/IoT, программные средства визуализации, искусственный интеллект, машинное обучение и технология «умных контрактов» блокчейн) должны обеспечить максимальную прозрачность процесса доставки для каждого из участков.