Клеймо сына “врага народа” не помешало Евгению Урбанскому стать звездой советского кино в 25 лет. Его жизнь была бурной и яркой и в творчестве, и в любви, но судьба определила ему слишком короткий земной срок.
Женя родился в Москве 27 февраля 1932 года в семье номенклатурного работника Якова Самойловича Урбанского. Одни источники утверждают, что по национальности отец был евреем, другие — украинцем. Детство Жени и его старшего брата Володи нельзя назвать счастливым. В 37-м году Якова перевели в Алма-Ату на высокий партийный пост, но уже через год арестовали и впоследствии осудили как “врага народа”. 6 лет он отбывал наказание в угольной шахте в поселке Инта (Коми АССР), а его семья оставалась в Казахстане — жена, Полина Филипповна, под репрессии не попала. Когда мужа выпустили на поселение, она с сыновьями приехала в Инту. Отец продолжал трудиться на шахте, только теперь ходил на работу не из барака под конвоем, а из убогой комнатенки в коммуналке и получал зарплату.
Окончив школу, Евгений сразу уехал в Москву. Прежде чем окончательно определиться с выбором профессии, он успел поучиться в двух технических ВУЗах — Автодорожном и Горном институтах. Руководительница студенческого театрального кружка (в последнем из них) убедила высокого обаятельного парня прийти к ней на занятия. Так началось увлечение Урбанского театром. В 1952-м году он поступил в Школу-студию МХАТ в мастерскую Василия Топоркова. Вместе с ним на курсе учились такие будущие звезды как Олег Табаков, Валентин Гафт и Майя Менглет.
Вначале Евгению приходилось непросто, так как сценического опыта у него не было. Однако талант и упорство помогли ему преодолеть “зажатость”. Учась на выпускном курсе, Урбанский узнал, что Юлий Райзман собирается снимать картину “Коммунист”. Студент пришел на “Мосфильм” и предложил свою кандидатуру на главную роль. Режиссер удивился такому нахальству, но Евгений идеально вписывался в образ героя — коммуниста-фронтовика Василия Губанова. Райзман согласился рискнуть. Роль досталось тяжело им обоим, но дебютант работал фанатично и сумел добиться успеха.
В 1959-м году на ВКФ в Киеве он получил первую премию за исполнение мужской роли, а фильм был удостоен многих наград и вошел в тройку лучших по опросу читателей журнала “Советский экран” годом ранее.
Завершив учебу, Евгений поступил в Театр имени Станиславского, где с самого начала стал играть ведущие роли. Он был так занят в спектаклях, что некоторое время отказывался от предложений кинорежиссеров. В 1959-м году Урбанский снялся у Григория Чухрая в легендарной военной драме “Баллада о солдате” в небольшой роли инвалида-фронтовика Василия со студентами Владимиром Ивашовым и Жанной Прохоренко, дебютировавшими в центральных ролях.
Фильм прославил режиссера и актеров и собрал все возможные премии на отечественных и международных кинофестивалях. Правда, для Жанны звездный дебют закончился отчислением из Школы-студии МХАТ, правила которой запрещали учащимся сниматься в кино. А Урбанскому то же самое “преступление” в свое время сошло с рук. Кстати, аналогичные требования предъявлялись и к начинающим актерам МХАТа. Например, Алексей Баталов за съемки в “Большой семье” поплатился “вылетом” из театра.
Затем Евгений сыграл одну из главных ролей — проводника геологической экспедиции Сергея в драме “Неотправленное письмо” (1959 г.) у Михаила Колотозова вместе с Иннокентием Смоктуновским, Татьяной Самойловой и Василием Ливановым. Фильм понравился зрителям, но не шел ни в какое сравнение с предыдущим шедевром режиссера “Летят журавли”, где ведущую роль тоже исполнила Самойлова.
В короткой кинокарьере Урбанского все роли были яркими и запоминающимися: летчик-испытатель Алексей Астахов в еще одной военной драме Чухрая “Чистое небо”, капитан Бабин в военном фильме “Пядь земли”, водитель Виктор Пронякин в производственной драме “Большая руда”. Свою последнюю роль руководителя автозавода Зворыкина в киноповести Алексея Салтыкова “Директор”, Евгений доиграть не успел.
Павильонные съемки картины начались в 1965-м году в Москве. На натуру киногруппа выехала в Узбекистан в начале ноября. Утром 5 ноября, под Бухарой, снимали эпизод проезда автоколонны по пустыне. По сценарию машина директора должна была обогнать автоколонну и возглавить ее. Сцена не представляла особой опасности — сложным был только прыжок машины с бархана. Евгению предложили воспользоваться помощью дублера, но он отказался, потому что любил сам выполнять сложные трюки.
Однако существует другая версия — накануне его обокрали, а за работу без дублера платили вдвойне. За рулем был автогонщик-каскадер Юрий Марков. Актер сел с ним рядом. Первый дубль прошел удачно, но второй режиссер Николай Москаленко, ведущий съемку в тот день, решил снять еще один дубль. На том самом прыжке машина перевернулась. Марков выжил, а Урбанский скончался вскоре после того, как его доставили в больницу в Бухаре. Он ушел из жизни на пике славы в возрасте 33-х лет.
О личной жизни актера читайте в продолжении