Найти тему
Life.Akbars

Изменения в законах для бизнеса за октябрь 2020 года

Оглавление

1. Переплатой можно закрыть долги по налогам

С 1 октября 2020 года излишки по налогам можно зачесть в бюджет любого уровня или оставить в счет будущих платежей. Например, у компании образовалась переплата в 15 000 ₽ по налогу на прибыль — это федеральный бюджет. В то же время компания задолжала 10 000 ₽ по транспортному налогу — это региональный бюджет. До 1 октября возмещение между этими налогами было невозможно, а теперь компания может перекрыть долг переплатой. Оставшуюся сумму в 5000 ₽ компания может оставить в счет будущих платежей или написать заявление на возврат — налоговики вернут деньги на расчетный счет компании.

Важно! Новые правила зачета не касаются страховых взносов.

Переплату можно вернуть, если у организации или ИП нет долгов по любым налогам, пеням и штрафам. Для возврата денег нужно подать заявление в налоговую инспекцию — налоговики вернут переплату за три года. Если у компании есть излишки по налогам старше трех лет, вернуть их можно только через суд.

Как зачесть и вернуть переплату по налогам с 1 октября 2020 года

2. Социальные пособия зачисляют на карту «МИР»

1 октября заканчивался переходный период по зачислению социальных выплат — планировали зачислять их на карту платежной системы «Мир». Однако 30 сентября 2020 года Центробанк выпустил информационное письмо и продлил переходный период до 1 января 2020 года. До конца текущего года работодатель может по-прежнему переводить пособия работникам на любые карты — «Мир», Visa, MasterCard.

В будущем карта «МИР» потребуется для следующих видов пособий:

  • пенсия;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • материнский капитал;
  • пособие по беременности и родам;
  • пособие по уходу за ребенком до полутора лет;
  • пособие по безработице;
  • выплаты по больничному листу — только чернобыльцам;
  • ежемесячные выплаты на детей с 3 до 7 лет.

Эти пособия выплачивает работодатель, специалисты Фонда социального страхования или социальной защиты. Для тех, кто не хочет оформлять карту «Мир», предусмотрены альтернативные способы социальных выплат: наличными, почтовым переводом или перечислением на депозитные счета, к которым не привязано ни одной карты.

Каких сотрудников перевести на карту Мир

3. Утвердили суммы страховых взносов ИП на три года

15 октября 2020 года установили новые суммы фиксированных взносов для ИП на 202–2023 годы. В 2021 году предприниматели будут платить фиксированные страховые взносы в том же размере, что платят сейчас: 32 448 ₽ в год — в Пенсионный фонд, 8426 ₽ в год — в Фонд социального страхования. Общая сумма взносов за 2021 года равна 40 874 ₽. В 2022 году фиксированные взносы составят 43 211 ₽, из них 34 445 ₽ — в ПФР, 8766 ₽ — в ФСС. С 2023 года фиксированные взносы для предпринимателей еще подрастут — на 12% по сравнению с 2020 годом: в Пенсионный фонд придется уплатить 36 723 ₽, в Фонд социального страхования — 9119 ₽. Срок уплаты фиксированных взносов — не позднее 31 декабря текущего года.

Сумма страховых взносов, которые ИП заплатит за себя в 2021–2023 годах

-2

Важно: с 2020 года налоговая инспекция разрешила ИП на УСН 15% считать дополнительные взносы с чистой прибыли. Теперь предприниматели смогут вернуть излишне уплаченные взносы за 2019, 2018 и 2017 года.

4. Самозанятость разрешили применять во всех регионах страны

С 19 октября стать самозанятым или плательщиком налога на профессиональный доход — НПД можно во всех субъектах Российской Федерации. К эксперименту по самозанятости последней присоединилась Республика Ингушетия, и теперь льготный режим разрешен во всех регионах России.

Все самозанятые, зарегистрированные в 2020 году, получают дополнительный налоговый вычет в размере 12 130 ₽. Новый бонус дополняет существующий налоговый вычет в размере 10 000 ₽. Льготу ввели для поддержки самозанятых во время пандемии.

Пока самозанятый не потратит весь бонус, не нужно платить налог с дохода. Дополнительной льготы хватит, чтобы перекрыть налоги с дохода 303 250 ₽ — если самозанятый платит 4% со сделок с частными клиентами, или 202 166 ₽ — если самозанятый платит 6% со сделок с организациями.

Поддержка самозанятым во время пандемии

5. Изменили размер штрафа за неправильное хранение документов

С 26 октября действует новый штраф для организаций, которые неправильно хранят, комплектуют, учитывают или используют архивные документы. Раньше за нарушения штрафовали только должностных лиц — директора и главного бухгалтера. Размер штрафа для них составлял от 300 до 500 ₽. При этом организацию не наказывали. Сейчас решили, что это неправильно, и ввели штрафы для организаций — от 5000 до 10 000 ₽. Штрафы для должностных лиц за утраченные или испорченные архивные документы штрафы выросли в 10 раз. Теперь руководитель компании или бухгалтер заплатит от 3000 до 5000 ₽, простые граждане и ИП — от 1000 до 3000 ₽.

6. Увеличили список организаций, которым спишут налоги и взносы за 2 квартал 2020 года

Президент подписал Закон от 15.10.2020 № 320-ФЗ и расширил список организаций, которым обнуляют налоги за 2 квартал 2020 года.

Напомним, что ранее от уплаты налогов и взносов за 2 квартал 2020 года освободили организации, которые попали в список пострадавших отраслей и вошли в реестр субъектов МСП за 2018 год. Однако льгота не распространилась на компании, которые тоже относятся к пострадавшим отраслям, но открылись позже 2018 года. Принятые изменения устраняют эту несправедливость.

Списание налогов и взносов малому и среднему бизнесу из-за пандемии

Теперь, под льготу попадает организация, если она соответствует условиям:

  • зарегистрирована в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года;
  • числится в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • ведет деятельность в сферах, наиболее пострадавших из-за коронавируса.

Если организация соответствует перечисленным критериям, налоговики автоматически спишут налоги и взносы — заявления подавать не нужно. Инспекторы рассылают электронное уведомление о списании, а компания в ответ подает уточненный расчет по налогам и взносам. Поскольку сроки уплаты за 2 квартал 2020 года уже прошли, то у таких компаний появится переплата. Переплату можно зачесть в счет будущих платежей или вернуть на расчетный счет. Чтобы уточнить сумму переплаты, нужно провести акт сверки по налогам.

7. Закончился мораторий по немаркированной парфюмерии и фототоварам

С 1 октября производители, оптовики и розничные продавцы парфюмерии и фототоваров обязаны производить и продавать только маркированную продукцию. Время отсрочки закончилось.

Исключение сделали для товарных остатков. Если магазин приобрел продукцию и выставил ее на продажу до 1 октября, товар можно продавать без идентификатора. Предельный срок реализации немаркированных остатков: для фотокамер, фотовспышек и ламп-вспышек — 1 декабря 2020 года; для духов и туалетной воды — 1 октября 2021 года.

Продавать, хранить и перевозить немаркированный товар нельзя. Если проверяющие обнаружат нарушение, нарушителя оштрафуют, а товар конфискуют. Размер штрафа зависит от статуса нарушителя:

  • граждане и ИП заплатят от 2 000 до 4 000 ₽;
  • должностные лица — от 5 000 до 10 000 ₽;
  • организация — от 50 000 до 300 000 ₽.

Как продавать духи и туалетную бумагу по новым правилам

8. Завершился срок для уведомления работников о выборе типа трудовой книжки

Со следующего года трудовую книжку сотрудников можно вести в бумажном или электронном варианте. Формат книжки зависит от желания работника. Поэтому работодатели до 31 октября 2020 года обязаны письменно уведомить каждого сотрудника о праве выбора между бумажной и электронной книжкой.

До 31 декабря 2020 года включительно работник выбирает формат трудовой книжки и подает заявление руководителю. В заявлении работник указывает выбранный формат трудовой книжки — бумажный или электронный. Если работник выбирает бумажный вариант, работодатель будет вести записи по старинке и параллельно включать сведения о работнике в электронный отчет СЗВ-ТД. Если сотрудник решает перейти на электронную трудовую книжку, бумажную трудовую работодатель выдает сотруднику на руки.

Если до конца 2020 года сотрудник не определился и не написал никакого заявления, работодателю придется одновременно вести две трудовых — бумажную и электронную.

Как работодателю и сотруднику перейти на электронные трудовые книжки