Иногда поражаешься, как сельские механизаторы умудряются решать технические проблемы, возникшие с трактором или агрегатами. Опытные механизаторы, кроме основного инструмента возят с собой и топор, который выручает в самых разных ситуациях. Даже, если отломилось переднее колесо у трактора , то , вырубленная чурка, поставленная между рукавом балансира и упором полурамы, позволяет выровнять трактор и ехать своим ходом на трех колесах.
Так же, привязанная к телеге чурка к ступице вместо колеса, позволяет транспортировать ее даже груженую. Вырубленное длинное бревно, закрепленное к навеске трактора, позволяет поднимать тяжелый груз на высоту достаточную для погрузки в телегу.
Вышедшие из строя опорные катки на гусеничном тракторе, так же на время , можно заменить на продолговатые деревянные чурбаки. Помочь застрявшему на тракторе товарищу и самому не «закопаться», поможет удлинитель из жерди, к которому зацепляют хорошие тросы.
Один мой знакомый, доработал до пенсии на старом ТДТ-55, только благодаря различным деревянным клинышкам и распоркам, вбитыми в разные разболтанные соединения и тяги трактора.
В гидравлику трактора заливают специальное масло «веретенку», но бывает так, что масло выгонит из – за лопнувшего шланга или большой утечки из неисправных гидроцилиндров. Ни чего страшного не случится, если на время добавить в гидросистему соляру из бака и хотя , это замедлит работу гидросистемы, но восстановит функциональность трактора и агрегатов.
Нагнетатель масла «шарманка», помогла мне доехать до мастерской и заклинившим выжимным подшипником на ДТ-75. Случалась эта неисправность поздним осенним вечером, в пяти километрах от дома. Я в тот день возил зароды сена частникам, и уже отъехав с зацепленным зародом, метров триста, почувствовал, вначале запах каленого железа, а потом появились и искры из люка кожуха сцепления.
Сразу заглушил двигатель, снял часть полика в кабине и через это отверстие набросал снега в лючок кожуха, который тут же растаял. Сливать воду из двигателя и топать пешком в поселок не хотелось. Тут я вспомнил о «шарманке» наполненной отработками, несколько раз качнул насосом, облив выжимной подшипник.
Может быть, вода от растаявшего снега, а может масло из «шарманки» помогли на время восстановить работоспособность подшипника. Когда запустил двигатель и включил скорость , было все нормально. Правда, по пути домой останавливался несколько раз, когда казалось, что подшипник не проворачивается, обливал его маслом вместе с валом и ехал дальше.
На другой день, в ремонте выяснилось, что у подшипника разрушился сепаратор, и шарики сбежались в кучу. О такой незначительной поломке, как обрыв ремня вентилятора, механизаторы даже и не вспоминают, если нет запасного, то его заменит на время обрывок капроновой веревки или сыромятный ремень для заводки пускача.
В общем, опытные трактористы долго в затылке не чешут, а принимают быстрое, порой нестандартное решение для устранения технических проблем.