Ещё совсем недавно о таком понятии как Эмоциональный интеллект не слышал никто, а сейчас мы встречаемся с ним повсеместно, когда речь заходит о развитии ребенка. Что же это такое?
Сам термин «эмоциональный интеллект» был сформулирован в 90х годах психологом Дэвидом Гоулманом. Он означает умение человека взаимодействовать со своей эмоциональной составляющей, понимать свои и чужие эмоции, быть в состоянии справляться с ними.
Эмоциональному состоянию детей только недавно стали придавать большое значение. Скажем, в середине прошлого века не у многих родителей возникала мысль сесть и подробно обсудить с ребенком, что он чувствует и почему. Чем разбираться, эмоции проще было подавить: «не плачь», «не злись», «не смейся слишком громко». А привести такое поведение может лишь к тому, что уже взрослый человек не в состоянии понять причину своих чувств и поступков ими продиктованных, не может контролировать свои эмоции и не понимает чувства других людей.
Труд Дэвида Гоулмана существенно изменил наше представление о важности эмоций для человека. Научные исследования доказали, что будущий успех ребенка лишь на 20% состоит из уровня его интеллектуального развития (IQ) и на 80% из эмоционального интеллекта (EQ). Именно поэтому чрезвычайно важно, чтобы ребенок с детства овладел такими способностями как:
- Умением контролировать свои чувства, так чтобы при необходимости их сдерживать;
- Возможностью сознательно влиять на свои эмоции;
- Умением определять свои чувства и признавать их, принимать такими, какие они есть;
- Способностью распознавать чувства и эмоции других, проявлять эмпатию;
- С помощью эмоций находить общий язык с другими людьми.
Как же поспособствовать развитию эмоционального интеллекта у ребенка?
Для начала примите как факт: все эмоции имеют право на существование, все они нужны.
Да, эмоции бывают положительными и отрицательными. Так уж вышло, что порой спектр отрицательных эмоций шире, чем положительных. Это совершенно не повод их игнорировать и пытаться запрятать в дальний угол сознания.
Привыкайте к следующему порядку действий:
- Понять эмоцию. Что я испытываю: злость, обиду или может быть страх?
- Принять её. Не говорить себе «я уже слишком большой, чтобы обижаться», а позволить себе обидеться, если обидно.
- Понять причину. Почему мне обидно? Мне обидно из-за того, что я хотел ужинать мороженым, а получил брокколи.
- Выразить свои чувства. Можно плакать и бить кулаками об пол, а можно обсудить с мамой, что я чувствую и как бы я хотел поступить с этими эмоциями.
Старайтесь подавать пример и самостоятельно тоже пользоваться подобным алгоритмом. Поначалу это будет непросто. Вместе с ребенком читайте художественную литературу, подходящую ему по возрасту. Обсуждайте, что чувствуют герои сказок, как они выражают свои эмоции, как бы поступил ребенок на их месте.
В завершении, хочется посоветовать вам несколько книг про Эмоциональный интеллект и его развитие:
Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект
Её автор Дэниел Гоулман открыл понятие «эмоциональный интеллект» и доказал его важность в формировании детской личности. Почему эмоциональный интеллект важнее, чем IQ, как он влияет на карьеру, личную жизнь и отношения в семье? Почему нельзя подавлять эмоции и как управлять негативными эмоциями вроде гнева, страха, вспыльчивости? На эти вопросы автор даёт подробные ответы.
Джон Готтман, Джоан Деклер. Эмоциональный интеллект ребёнка
По мнению Готтмана, эмоциональное воспитание — это то, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. Это способность правильно реагировать на негативные чувства ребёнка и разговаривать с ним о самых разных эмоциях. Именно этому пытаются научить авторы книги.
Шиманская, Шиманский: Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить
У этой книги особый жанр. Она соединяет в себе сказку, игру и психологический тренинг. Ее написала Виктория Шиманская – профессиональный психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта детей.
В книге представлена уникальная авторская методика, в игровой форме погружающая ребенка в мир эмоций.моциональный интеллект.