Найти тему
ФГИК "Размах"

ДЕМОНТАЖ МОРСКИХ ПОРТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Морские порты являются одним из ключевых элементов транспортного комплекса, обеспечивают связь различных видов транспорта, с их участием осуществляется 60% внешнеторгового грузооборота России. С 2000 объем перегрузки в 62 портах страны увеличился более чем в два раза и уже в 2006 году превысил суммарный объем перегрузки всех портов Советского Союза. В этой статье мы поговорим о состоянии и развитии портовой инфраструктуры и о сложностях, с которыми можно столкнуться при работе с ней.

К недостаткам в развитии российских портов можно отнести:

  • особенности климатического и географического положения портов (ледовая обстановка, мелководные акватории, протяженные подходные каналы);
  • отсутствие или недостаточность принятых в мировой практике налоговых и таможенных преференций, в том числе для создания портовых особых экономических зон;
  • неразвитость логистической припортовой инфраструктуры, железнодорожных и автомобильных подходов к портам;
  • несоответствие мировой практике режима и процедур работы пунктов пропуска;
  • недостаточная нормативно-правовая база, особенно в вопросах земельных и имущественных отношений;
  • повышенная нагрузка на окружающую среду.

В силу названных причин часть российских внешнеторговых грузов, в первую очередь импортных и навалочных, перегружается в портах сопредельных государств. По отдельным видам грузов, на отдельных бассейнах доля зарубежных портов весьма значительна. Наглядный пример такой ситуации — портовая переработка экспортного угля.

Особенности развития объектов портовой инфраструктуры во многом определяются рядом ограничений, связанных со спецификой режима эксплуатации данных сооружений и нормативно-правовой базой их функционирования. Можно выделить два основных блока: это административно-правовые и организационно-технические ограничения.

Рассмотрим эти ограничения более детально.

1. Расположение в зоне пограничного и таможенного контроля предъявляет серьезные требования к наличию гражданства РФ для занятого на объекте песонала ;

2. Наличие режимных и опасных объектов предполагает высокий, подтвержденный документально профессиональный уровень специалистов;

3. Строгая регламентированность всех процедур исключает возможность отступления от правил и действовать по обстоятельствам, предписывает в точности соблюдать утвержденную проектно-технологическую документацию и административные регламенты;

4. Работа в условиях непрерывно действующего предприятия предполагает необходимость учета возможных простоев в работе, планирование по скользящему графику, учет непредвиденных затрат; Стесненность объектов, расположенных на пирсах или в пределах береговой полосы ограничивает выбор техники, строительных и подъемно-транспортных механизмов;

5. Ограничения по статическим и динамическим нагрузкам на пирс необходимо учитывать еще на проектной стадии, чтобы правильно подобрать механизмы, краны и осуществить разбивку работ по технологическим захваткам;

6. Близость объектов с особыми условиями эксплуатации, взрыво - или пожароопасных объектов (например галерея подачи зерна с элеватора) требует применения нестандартных технологий и дополнительных мер по обеспечению пожарной безопасности;

7. Подведомственность, в связи с нахождением в береговой полосе, Водному бассейновому управлению и Росрыболовству, определяет необходимость дополнительно согласовывать с ними проектную документацию, а, главное, разрабатывать обширнейший комплекс технологических и природоохранных мероприятий на период выполнения работ по модернизации объекта;

8. Наличие объектов культурного наследия на территории порта обуславливает процесс длительной и непростой работы с государственными органами по охране и использованию подведомственных им объектов, начиная с проектно-изыскательских работ;

9. Обследование и очистку территории и прилегающей акватории от взрывоопасных предметов, если в годы ВОВ территория находилась в зоне военных действий или подвер­галась обстрелам и бомбардировкам необходимо выполнять силами специализированных организаций при тесном сотрудничестве с органами МЧС;

10. На территории, подвергаемой редеве лопменту, а так же в прилегающей акватории могут находиться объекты флоры и фауны, занесенные в Красную книгу. Это необходимо учитывать при проектировании и выполнении работ;

11. Через территорию реконструируемого объекта могут проходить транзитные магистрали объектов инженерной инфраструктуры, имеющие свои охранные зоны и режимы эксплуатации. Проектной документацией должны быть предусмотрены меры по их защите, а при необходимости переносу, со всеми необходимыми согласованиями и экспертизой проекта.