Найти тему

Собираем детскую площадку или как сделать игровую зону для детей интереснее (глава 1)

Описание

Сегодня у дворов может быть любое наполнение, но две детали будут обязательно — детская площадка и автомобильная парковка. В большинстве дворов они выглядят одинаково, и если для парковок это даже хорошо, то о площадках для детских игр так сказать нельзя. Однотипные яркие конструкции выглядят надёжно и правильно, поэтому взрослым кажутся идеальными. Но дети почему-то не хотят играть на них, а хотят сидеть дома. И нередко не потому, что дома интереснее, а потому что на улице «нечего делать». А решение здесь может быть только одним — организовать по-настоящему интересную площадку для детей.

Любому двору нужна качественная детская площадка
Любому двору нужна качественная детская площадка

Многие уверены, что те самые детские площадки, которые стоят почти в каждом дворе, сделаны по определённому ГОСТу, где выверена их форма, наполнение и расцветка, а потому те идеально подходят для детей. Есть ГОСТы только уточняющие некоторые особенности конструкций, но не их вид. Поэтому вы всегда можете организовать любую детскую площадку, лишь бы она отвечала этим правилам. И в поиске идеи для игровых площадок стоит узнать об опыте людей в других городах и странах.

Легко заметить, что сегодня набрали популярность детские комплексы по «европейскому» типу. И чтобы понять принцип, по которому они собираются, нужно знать, что они отвечают нескольким простым, но важным требованиям:

  • Меньше неестественных цветов. Многие родители считают, что всё детское должно быть кричаще-ярких, иногда режущих глаз, цветов. И это не удивляет, учитывая, сколько ярких игрушек, предметов декора, одежды, книг, мультиков выпускается для детей. Да и некоторые психологи отмечают, что площадки должны быть яркими, чтобы дети могли знакомиться с цветами.

    Но разноцветных объектов и так достаточно в окружающем мире. А детям сегодня как раз таки не хватает натуральных цветов. С малолетства они привыкают к ярким цветам, в который окрашен пластик кубиков и пирамидок, а потом не понимают, почему камни, дерево, почвы, растительность и вообще пейзажи кругом не такие насыщенные.

    Поэтому первое правило — как можно меньше неестественных цветов. Пусть всё будет коричневым, чёрным, серым, песочным, с вкраплениями металлической серебристости и естественной зелени. Как показывает опыт, детям всё равно, какого цвета площадка. Им нужно, чтобы она была интересной.
  • Натуральные материалы. Пластик используется редко, чаще его вообще нет. Зато присутствуют разные виды дерева, камни (сглаженные, чтобы травмоопасность была меньше), металл, резина. Благодаря этому дети знакомятся с материалами не только зрительно, но и тактильно. И многие родители согласятся с тем, что это очень полезно для развития интеллекта и творческого начала детей.
Чем больше натуральных материалов, тем лучше
Чем больше натуральных материалов, тем лучше
  • Отсутствие сценария. Та трёхцветная площадка, которая стоит в вашем дворе, имеет определённый сценарий прохождения. Ребёнок забирается по лесенке, крутится где-то внутри этой небольшой замкнутой коробки и выходит через горку. Можно полазать где-то под этой конструкцией, покачаться на качелях, если они предусмотрены, но это всё. Детей помладше это увлечёт на какое-то время, пока они не освоят её, детям постарше хватит и минут 20, чтобы выжать максимум веселья.

    Но есть площадки, которые сценария прохождения не предполагают. Вы и сами могли играть на таких. Песочница, горка, несколько каруселей, качели, турники разной длины, различные лесенки — всего этого было вполне достаточно, чтобы дети сами придумывали с чем, когда и в каких количествах им играть. А когда снаряды ещё и участвуют в ролевых играх, и около качелей оказывается «магазин», а около горки — «больница», это очевидно развивает и творческие способности.

    В этом и есть главная особенность. Несмотря на то что есть примеры потрясающих детских комплексов, где все игровые элементы находятся в какой-то связи друг с другом, чаще всего такие установки нужны общественным паркам и они продумываются специально под них. А во дворе жилого дома всё должно быть проще и легче, чтобы дети сами придумывали, как им играть. Так они не только развиваются, но и методом проб и ошибок узнают, как игровые снаряды стоит использовать, а как — нет.
  • Разумная безопасность. На таких площадках дети будут ошибаться, ушибаться, но это всё будет абсолютно правильно. Играя на площадках с готовым сценарием, единственное, чему дети учатся — проходить этот сценарий. Но если они будут придумывать сами, некоторые пути прохождения окажутся ложными, что приведёт к ошибкам. А дети будут учиться не бояться допускать их и запоминать, как правильно себя вести в экстренной ситуации. К примеру, знать, что падение при правильной группировке не такое болезненное, а чтобы не разбить нос, лучше заваливаться набок.
    Здесь нужно уточнить, что эти площадки «разумно» безопасны. То есть все острые углы всё равно сглаживаются, а дети будут получать царапины и ссадины не потому, что оборудование сделано некачественно. Всё же, это игровая зона для детей, а не полоса препятствий.
Даже не на яркой площадке детям может быть весело
Даже не на яркой площадке детям может быть весело

Если вы согласны с этими тезисами и хотели бы, чтобы ваши дети на площадках не просто делали одно и то же на свежем воздухе, но и развивались, совершенствуя интеллект, творческие способности и социальные навыки, самое время узнать, как можно правильно организовать действительно интересную площадку.

Ограничения

Перед тем как заниматься подбором оборудования для детской площадки, нужно внимательно изучить все СНиПы и ГОСТы, касающиеся организации подобной игровой зоны. В них подробно говорится о том:

  • Как далеко площадка должна быть от автомобильных и железнодорожных дорог.
  • Каким должно быть ограждение.
  • Как правильно располагать игровые снаряды — несмотря на то, что они разные, их можно поделить на группы и для каждой группы есть правила.
  • Какие зелёные насаждения нужны.
  • Какие материалы подойдут, правила их содержания, требования к их качеству.
  • Насколько часто должны быть проверки оборудования, замена песка.
  • Как должны быть скруглены углы на снарядах и где.
  • Каковы допустимые высоты снарядов в зависимости от возраста детей.
  • Когда необходимы лесенки, бортики и перила и т. д.

Всего есть 14 ГОСТов и ещё СНиП «Строительные Нормы и Правила. Детские Игровые и Спортивные Площадки», которые нужно полностью изучить перед созданием проекта. Проверяющие органы или организации будут проверять площадку именно по этим нормативным документам, а потому, если будет найдено хоть одно несоответствие, площадка будет признана непригодной для использования, даже если всё остальное будет безупречно.

Каждая детская площадка собирается по ГОСТу
Каждая детская площадка собирается по ГОСТу

Общие требования к детским площадками и организации безопасности на них регламентированы ГОСТ ИСО/ТО 12100-2-2002 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 50–2002.

Более подробная информация:

  • ГОСТ Р 52169-2012, чтобы понять, как правильно должны делаться крепления на оборудовании, а также здесь говорится о расчётах и нормах высот для большинства игровых снарядов. Основной документ — этот.
  • ГОСТ Р 52168-2012 содержит много схем и подробно рассказывает о правильных горках.
  • ГОСТ Р 52301-2004 больше рассказывает о правильном содержании игровых площадок.
  • ГОСТ Р 52167-2012 - всё, что нужно знать о правильной конструкции и физике качелей.
  • ГОСТ Р 52299-2013 - конструкции и общие требования к игрушкам-качалкам.
  • ГОСТ Р 52300-2013 - всё о каруселях.
  • ГОСТ Р 54847-2011 - основной документ в том случае, если вы захотите организовать канатную дорогу.
  • ГОСТ Р 55872-2013 - полностью изучается, если предполагается установка игровой сетки.
  • ТР ЕАЭС 042/2017 - технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок».

В ГОСТ 2.601 подробно рассказывается о том, как должны быть оформлены документы на детскую площадку.

ГОСТ Р 55677-2013 и ГОСТ Р 55678-2013 касаются не игровых, а спортивных детских площадок, но в них тоже можно найти полезные расчёты, формулы и таблицы.

Все правила, нормы, размеры, формулы, таблицы и многое другое будет в этих нормативных документах, поэтому потратьте время и внимательно изучите каждую главу, а также все дополнения к ним.

Для дополнительной информации можно ознакомиться с книгой Г. Агде, А. Нагеля, Ю. Рихтера — «Проектирование детских игровых площадок». Она написана в 80-х годах, но во многом актуальна и сегодня. А также прочитать одно из главных международных исследований, касающееся детских площадок — Growing Up in an Urbanizing World. Оно было написано профессором Луиз Чавла и урбанистом Кевином Линчем, при поддержке фонда UNESCO.

Небольшая смета в следующей главе.