В бизнес-школе Хильченко можно выучить финансовый язык быстрее, чем китайский в языковой школе. Почему финансовая грамотность сегодня стала для предпринимателей главным критерием доходности бизнеса? Объясняет президент холдинга «Созвездие водолея» с миллиардами активов в управлении Владимир Хильченко.
Почему один человек не понимает другого? Может быть он недостаточно вежлив или воспитан, но скорее всего у одного просто не хватает знаний понять другого. Если я вам говорю на китайском, вы меня не поймете без знания языка. Потому что вы просто не обладаете знанием.
По интонации, например, китайцы кричат, и это не брань и не приглашение на поле боя. Это их языковая культура. В бизнесе тоже есть свои интонации и тоже есть своя языковая культура. И это финансы.
Любой руководитель – финансовый директор, технический директор, руководитель проекта, то есть все, кто занимается управлением обязаны знать язык финансов. Это поможет достигать желаемого результата и принимать правильные рушения. Мой метод основан принципиально на знаниях в области управления и знания финансов. То есть знаний практической экономики.
Метод Хильченко как раз концентрирует знания и умения, которые позволят человеку принимать решения по достижению результата и по судьбе бизнеса, в котором он работает, или по судьбе подразделения, в котором она работает, по судьбе проекта. Вот что позволяет метод Хильченко.
Цифры одни — последствия другие
Приведу пример. Меня пригласили на одно из предприятий в качестве эксперта оценить работу и возможности в существующей системе управления. И первый же финансовый документ, который я поднял, это был полугодовой отчет, которым стабильно пользуется руководитель предприятия. Что я увидел? Прибыль, указанная в этом документе – во-первых, прибылью не является. Он мне говорит, что у него плюс 28, а я вижу минус 62, который в этом же документе прописан буквально строчкой ниже. Читая его документ, составленный его сотрудниками, я вижу, будучи генеральным директором с 30-летним стажем работы, он не знает, как правильно перевести все данные для оптимизации работы предприятия. Любой, кто прочитает этот документ, поймет, что компания устойчиво идет на дно.
Тот, кто сегодня имеет бизнес, я бы сказал, по-другому, «бизнес имеет его». Оказывается, что сегодня предприниматель, исполняющий задачи генерального директора, он оказывается должен всем. Над ним все, кому ни лень, — как внешний мир, так и его сотрудники. Все от него чего-то хотят. Он всем должен. И он крутится как белка в колесе не очень понимая, с кем расплачиваться, в первую очередь, с кем решать вопрос. Это и правоохранительные органы, и административные органы, судебные органы, и общественность, это и сотрудники предприятия, то есть – перечисляйте любую из структур, любой институт, существующий в нашем государстве, — открыв бизнес, ты должен уметь общаться со всеми. По закону рыночного выживания это регламентирует ваша деятельность.
Что получается? Что по налогам? Что по экологии? Что по невыплате зарплаты? Что бы ни пришло, хотя мы напоминаем, что предприятие небольшое, называемое ООО – в Гражданском кодексе написано, что вы отвечаете только в размере Уставного капитала данного предприятия. А когда вам вешают уголовную ответственность за деятельность, о которой вы понятия не имеете, то это нарушение Конституции страны.
Вот этих людей, предпринимателей, это мои коллеги, я сам принадлежу к этой категории, и мне хочется им помочь дать дополнительную защиту от того, чтобы можно было хоть чуть-чуть передохнуть, дать конкретно практику. Вот возвращаюсь к категории боксер-заочник, вот бой без правил? Конечно бой без правил. Почему без правил? Есть такое упражнение, когда тебе завязывают глаза, и ты встаешь в круг и тебя пытаются бить со всех сторон по очереди, а иногда сразу несколько человек. И твоя задача так как ты с завязанными глазами ты понятия не имеешь какой удар рукой или ногой с какого уровня – но твоя задача отбиться. Я не теоретик, я не боксер заочник, я участник таких сражений. Я собственник, генеральный директор, инвестор, руководитель проекта, финансовый директор и антикризисный управляющий. Такие знания можно получить сегодня и синтезировать их в своей компании.
Я знаю губительные примеры, когда человек с юридическим образованием ведет финансовую деятельность на предприятии. В семейном бизнесе отец доверяет сыну финансы компании. И это вовсе не значит, что сын ворует у отца. В итоге обманываются оба, просто потому что финансовый анализ требует знаний и навыков эти знания применять на своем рабочем месте.
Нигде не объяснят разницу между бюджетом движения денежных средств и бюджетом финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Вы можете прочитать даже в Интернете, как посчитать прибыль. Но никто не покажет этого. Бизнес-образование состоит из двух частей – это знания в области управления объектом, которые приводят к достижению объектом некоего результата. Следом за знаниями идут навыки, как достигать цель. Это применимо для любого специалиста, которому требуется получить результат своей деятельности. Бизнес-практик может быть владельцем бизнеса, но не каждый владелец бизнеса бизнес-практик.
Владимир Хильченко — основатель и президент холдинговой компании "Созвездие Водолея", инвестиционной компании "Капитал", управляющей компании "Созвездие" , основатель и преподаватель бизнес школы Хильченко в Санкт-Петербурге.