Здравствуйте!
В 1984 году на экраны вышла мелодраматическая комедия Владимира Бортко "Блондинка за углом" с Андреем Мироновым и Татьяной Догилевой в главных ролях.
Маловероятная история любви астрофизика Николая Гавриловича и продавщицы Нади из гастрономического отдела супермаркета меня совершенно не впечатлила и не трогает до сих пор. Особенно неправдоподобным мне кажется счастливый финал этой истории. Поэтому оставлю обсуждение романтической перипетии главных героев другим авторам.
Но фильм интересен, я считаю, совсем иным. Ведь это, по сути, довольно-таки жёсткая сатира над позднесоветским обществом. Обществом, где уважением и почётом пользовались чуть ли не в первую очередь, работники сервиса. Продавцы, мясники, автослесари, кассиры в железнодорожных кассах. Не говоря уже о тех, кто занимал более высокие позиции в сфере торговли и услуг - директора магазинов, товароведы, начальники станций техобслуживания автомобилей.
И вот в комедии "Блондинка за углом" это показано очень достоверно. Вот, например, супермаркет, куда от отчаяния устроился работать грузчиком Николай Гаврилович. Здесь с самого начала заслуживает внимания ассортимент продуктов на полках магазина.
Мяса что-то мы не видим. И это неудивительно. Потому что, попадёт ли мясо на прилавки и в каком виде, зависело от мясника - одного из самых уважаемых людей в магазине.
— Вы, Рашид Рашидович, просто как художник в своей творческой мастерской.
— А почему нет, Наденька? Великий Микеланджело сказал: «Как я делаю скульптуру? Беру мрамор и забираю всё ненужное». Я тоже так работаю: беру мясо и забираю всё нужное!
И вот у таких "небожителей" был весь дефицит, начиная от невиданных импортных продуктов, которые принесла Надя, придя в гости к Николаю Гавриловичу:
И даже иностранные машины, на которой ездит "Крокодил" Гена - простой автослесарь, о чём не мог и мечтать в те времена обычный советский человек.
И вот, неожиданно попав в закрома "дефицитного царства", Николай Гаврилович скоропостижно оказывается на собственной свадьбе, организованной Наденькой, у которой "нет проблем" ни в чём. Вот только московской прописки ей не хватает, чтобы купить стиральную машину "Вятка", которую продают только москвичам.
На свадебном вечере в роскошном по тем временам ресторане среди гостей исключительно "уважаемые" и полезные люди, которые и называются то не по именам, а просто: "книги", "билеты в театр", "роддом" и так далее. Совершенно не вписывающемуся в эту систему отношений по принципу "ты - мне, я - тебе", астрофизику Николаю только и остаётся представиться "главным по тарелочкам". А его пожилые интеллигентные родители и вовсе чувствуют себя чужими на этом "празднике жизни".
В последнее время я постоянно слышу о том, как прекрасно было жить в Советском Союзе. И трава была зеленее, и эскимо за 11 копеек, и колбаса за 2 рубля 20 коп. Да, много было хорошего, спорить не буду. Но это было время и тотального дефицита. Всё, исключительно всё, приходилось доставать, потому что ничего просто так не продавалось. Приходилось находить нужные связи, "дружить", договариваться, просить, даже унижаться. Кому-то такое положение вещей, возможно, нравилось, а кого-то страшно раздражало.
Поэтому фильм "Блондинка за углом" - это практически кинозарисовка о быте и обществе начала восьмидесятых, и этим она наиболее интересна, чтобы вспомнить, как всё это было.
P.S. А из героев фильма мне больше всего симпатичны совершенно "неземная" Регина и "Крокодил" Гена, который "пришёл и молча исправил всё" - просто замечательная парочка.
А как вы относитесь к фильму "Блондинка за углом"?
Спасибо вам за внимание и до встречи!