Найти тему
Елена Шаврак

"Индивидуальный алгоритм" решения 34 задачи.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Как известно в кругах, причастных к ЕГЭ по химии, 34 задание (неорганика, комбинированная расчетная задача) относится к самым трудным вопросам в формате ЕГЭ. Касалось бы, все просто : необходимо составить уравнения реакций, произвести по ним расчеты, логически обосновать ход решения, найти искомую величину. Если все эти этапы будут сделаны верно, то остается получить свои законные 4 первичных балла. Тем не менее, в 2020 году средний процент выполнивших это задание составил только 12, 7%. (Д.Ю. Добротин, М.Г Снастина, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по ХИМИИ, стр 13).

"Химическая составляющая 34 задачи редко выходит за рамки курса химии, изучаемого даже на базовом уровне. Запись уравнений реакций, а также расчеты, которые выполняются на основе приведенных в условии задания данных и хорошо знакомых формул, являются основанием для получения 1–2 баллов за это задание. ...Дальнейшие действия предполагают глубокое погружение в описание процессов и действий, изложенных в условии задания. Именно по этой причине выполнить правильно 3-й и 4-й элементы ответа удается, как правило, наиболее подготовленным обучающимся. ..... В 2020 г. особые затруднения были вызваны включением в некоторые задания данных о мольном соотношении элементов, находящихся в реакционной смеси и вступающих в химические реакции.... При подготовке к экзамену следует учесть, что задания линии 34 не предполагают единообразного алгоритма решения. Это достигается регулярным обновлением условий этих заданий в результате включения в их условия новых нюансов. ......В связи с этим в процессе подготовки обучающихся к экзамену важно не фокусировать их внимание на отдельных составляющих задачи или отрабатывать ранее шаблоны решения ранее использованных заданий, а обучить старшеклассников умению разрабатывать индивидуальный алгоритм для конкретной задачи с учетом всех данных, приведенных в ее условии."(Д.Ю. Добротин, М.Г Снастина, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по ХИМИИ, стр 31-32.).

За свою многолетнюю деятельность на "ниве" химии (наука, производство, образование) мне пришлось решать огромное множество самых различных расчетно-аналитических задач по химии. Зачастую это необходимо было сделать как можно быстрее (чтобы отладить технологический процесс), как можно точнее (чтобы оптимизировать состав реакционной смеси), как можно проще ( чтобы расчеты были понятны и легко воспроизводились менее квалифицированными работниками).

Мой личный банк решенных задач насчитывает десятки тысяч задач по органике и неорганике, школьных, вузовских и олимпиадных. И должна сказать, что во всех этих случаях, независимо от содержания задачи, я придерживалась одного и того же алгоритма "ШАГ ЗА ШАГОМ", который, как правило, приводил к верному решению.

Сущность этого алгоритма заключается в тщательном анализе каждого предложения задачи. На основе анализа извлекается информация о химизме, делаются необходимые расчеты и определяются характеристики "выходящих материальных потоков". "Индивидуальность" алгоритма применительно к конкретной задаче заключается в выборе арифметического или алгебраического метода решения.

С задачами, решенными с помощью этого алгоритма, можно познакомиться по ссылкам, приведенным в статье "Сложная неорганика- послесловие" .

Еще больше задач планируется рассмотреть на вебинарном курсе, посвященном 34 задачам реального ЕГЭ -2020 и формата 2021 г. Вебинары будут проходить каждую субботу, с 18 до 20 час мск.

Первый вебинар уже прошел. На нем был рассмотрен алгоритм решения и , в соответствии с ним, разобраны задачи , основой химизма которых являются процессы электролиза. С видеозаписью этого вебинара можно познакомиться по ссылке:

На последующих вебинарах планируется рассмотреть задачи на атомистику , олеум, пластинки, смеси и т.д. Главная цель - демонстрация того, что любую расчетную задачу можно решить путем последовательного тщательного анализа текста каждого предложения, "вытягивания" из него (текста) максимума информации и расчетов с целью определения характеристик выходящих материальных потоков.

Зарегистрироваться на вебинарный курс "ЕГЭ по химии - 34 задача" можно по ссылке : https://forms.gle/WTZttXN7s6A92VK86

Всего доброго!