Церкви оказывали влияние на формирование нравственных основ, распространяли азы грамотности, были связаны с сохранением исторической памяти народа. Люди были верующими, но отношение к духовенству не было однозначным. Народное творчество содержит остроумную сатиру в жанре анекдота, пословицы или поговорки на попов - любителей хмельного зелья, плутоватых монахов.
На Руси не был силён культ предков: стащили раба Божьего на погост - и зарастай могилка травой. И несть числа заброшенным могилам. В девятнадцатом веке деревянные церквушки сменяются на неподвластные времени каменные храмы, построенные вскладчину на средства прихожан. Церкви, возвышаясь над округой, отливали белизной стен и позолотой куполов, ненавязчиво напоминая о христовых заповедях.
При Советской власти, в тридцатые годы, церкви закрывали, утварь растаскивали, священнослужителей пускали по миру, ссылали в гулаговские лагеря или лишали жизни. С каждым храмом связана трогательная история о том, что при снятии креста, верхолазу-богохульнику крестом свернуло шею или оторвало главу…
Тяга к смирению и уединению присуща многим. Ревнители старой веры «спасались» в подземных кельях Смолинской пещеры. В Каменском Заводе, Колчедане, Верхней Тече и Окатовой были женские общины. Всё хозяйство велось самими монашками. Они занимались живописью, шили, вышивали, разводили пчёл, ухаживали за домашней живностью. В монастырь поступали девушки по желанию.
О значении Далматовского монастыря можно сказать, что для исетского края это была целая историческая эпоха. Возникший в 1644 году в одном из благодатных природных уголков Южного Зауралья, на реке Исети, близ устья рек Течи и Суварыша, в урочище Белое городище, среди «белого» леса - берёз, осин и лип Далматов Успенский монастырь долгое время являлся центром управления исетско-пышминского края, фортификационным постом на пути продвижения русских в Сибирь. Строительство монастыря началось с земляной пещеры старца Далмата.
В конце семнадцатого века феодальное монашеское княжество имело сто шестьдесят тысяч десятин земли, а к середине восемнадцатого века владело одним селом и четырнадцатью деревнями. По ревизии 1744 года во владении Успенского Далматова монастыря считалось две тысячи сто пятьдесят два крестьянина. На месте землянок иноков вырос сказочного вида каменный дворец, обнесённый широченной стеной, выложенной из кирпичей весом по восемнадцать фунтов.
С первых лет существования обители, как мотыльки на свет, слетались к монастырю не только хлебопашцы, но и рудознатцы, ремесленники и прочие народные умельцы, их трудом крепла слава Далмата. Широкий размах в начинаниях во многом зависел от предпринимательской жилки Далмата и его сына Исаака.
Не столько корысть двигала Мокринскими, сколько трезвый расчёт, чувство перспективы. Примером предпринимательской крутизны служит построенный в 1682 году на реке Каменке (Железенке) монастырский железоделательный заводик- домница, который восемнадцать лет исправно снабжал сельскую округу серпами, топорами, подковами и вилами. Как известно, основной целью «новой экономической политики», введённой большевиками в 1921 году, была связь между городом и деревней, смычка промышленности с сельским хозяйством через торговлю. Нечто подобное находим в истории Успенской обители: ещё в начале восемнадцатого века монастырь снабжал работных людей Акинфия Демидова плодами полеводства, а заводчане отправляли в обитель продукты своего труда.
Вседневная служба - церковная и келейная молитва составляли суть монашеского существования, плотный богослужебный «график» не оставлял времени для «общественно-полезного труда», монах-молитвенник успевал только принять «скромный» дневной рацион: бутылку кагора, штоф пенного вина, кувшин мёда, пива, квасу и закусить всё это жареной курятиной или зайчатиной.
Монастырские «крестьянишки» - кормильцы чёрноклобучной братии не катались как сыр в масле: платили обители оброк, долгое время - натуральный, позже - деньгами, несли барщину во всё возрастающем объёме, но по налогообложению, как и по количеству пахотной земли «на душу», были в выигрыше перед государственными крестьянами.
На год раньше появления Успенского монастыря возникла Ирбитская ярмарка, ставшая одним из крупнейших центров торговли в России. Немаловажное значение в экономическом развитии сибирской стороны, формирования из богатых и «достаточных» крестьян сельской буржуазии, имела торговая деятельность Далматова монастыря. Ежегодные декабрьские ярмарки привлекали на монастырское подворье со всего Зауралья вереницы обозов с мясом, рыбой, маслом, кожей, мукой. Вёл монастырь и просветительскую деятельность в русле ознакомления неграмотного населения с основами православия.
Для детей церковнослужителей при монастыре открыли двухгодичное духовное училище.
С семнадцатого века Далматов монастырь выполнял военные функции, став в восемнадцатом веке недосягаемым для неприятеля. В феврале 1774 года чернецы и служилые люди подтвердили непоколебимую верность императрице Екатерине Второй, не поддавшись на «увещевательные» письма пугачёвцев, безуспешными оказались и наскоки бунтовщиков на неприступные, огрызающиеся огнём пушек, стены монастыря.
История обители омрачена «подвигами» архимандрита Иоакинфа. Во время правления Петра Третьего и Екатерины Алексеевны, когда происходила секуляризация церковных имуществ, стремясь удержать в своём подчинении монастырские земли и крестьян, сей настоятель сократил крестьянские наделы, увеличил барщину, опустился до уголовщины - конокрадства. «Тиранические притеснения» архимандрита вылились в нешуточный бунт - «дубинщину».
Иоакинф проявил садистскую жестокость к пойманным мужицким вожакам, вызвав к себе народную неприязнь. Направленный настоятелем в Пыскорский монастырь Иоакинф и там нажил врагов. В 1793 году, по наущению пыскорских монахов, этот святоша «прежестокого нрава» был зарублен топором подосланными убийцами. В «заначке» Иоакинфа оказалось немало ассигнаций, драгоценностей и четыре мешка медных денег…
До сего дня, как и о мифическом граде Китеже, нет учёной вести о мужском монастыре, выстроенном близ устья реки Синары и названным именами первоверховных святых апостолов. Известно только, что Петропавловский монастырь дотла сожгли башкиры в 1662 году. Не известно и о горстке монахов, живших у озера Акчакуль. Передают, что был небольшой монастырь и у деревни Чекур на речке Караболке...