Сериал «Тобол» в рекомендациях не нуждается. Его в Дзене не обсудил только ленивый – и практически все обругали. Это тем более интересно, что сериал далёк от завершения. Получается: не посмотрели – но осуждаем.
Современным историческим фильмам вообще не везёт с оценками. А уж если фильм спродюсирован Первым каналом: всё, поляжет под плевками не-смотрителей-но-осуждателей.
В обсуждениях особенно досталось Дмитрию Дюжеву: как же, замахнулся на святое, на Петра-нашего-Великого. Чессслово, как раньше на роль Ленина отбирали: достоин-не достоин.
Дмитрий Дюжев, что уж греха таить, более всего ассоциируется с ролью Космоса из «Бригады».
Но с тех пор столько воды утекло, что ж ему, больше не играть ничего? Сергей Безруков вон сколько переиграл – успели его раскритиковать за десятки разных образов.
Ну и авторы «Тобола» не стали отмахиваться от ассоциаций, а наоборот, обыграли: в паре с Дюжевым-Петром в фильме появляется Павел Майков. Бывшие Космос и Пчёла стали Петром Алексеевичем и Александром Даниловичем.
Мало того, ещё и Екатерина Гусева в их компании. Совпадение? Скорее, художественный приём. Который вызывает неизбежный полёт мысли.
Что мы все знаем о Петре? Великий. Первый русский император. Прорубил окно в Европу. Принял личное участие в Великом посольстве. Сделал Россию европейской державой. А кроме того – отжал завоевал новые территории, прочно захватил власть, уничтожив соперников (в основном, физически). Да и вообще был человек немилосердный. Мягко говоря.
Если бы решительный царь действовал в одиночку – не быть бы ему таким великим. Как известно, сподвижники у него образовались с младых ногтей, с потешного полка. Как говорится, мы же с первого класса вместе.
Александр Данилович Меншиков – фигура ещё более спорная. Властью пользовался практически безнаказанно, за что в конце концов и поплатился. А богатств в период своего величия имел несчитано – за одну жизнь прожить бы не успел. Тоже, по сути, бандит – бизнес легализовал, ушёл в политику, коррупцию поднял на недосягаемую высоту.
Так вот, именно выбор актёров позволил сериалу выстроить обширные интертекстуальные связи, наметить подводные течения «Тобола». А нам, зрителям, задуматься: так ли мы хорошо знаем родную историю? И правильно ли оцениваем?
#киноклуб ямадама