Стандартное знакомство с каким-либо местом начинается с пути к нему. У меня тоже есть фотографии приближения к степи, но, сама не знаю почему, начала не с начала. Так видится Курайская степь примерно со своей середины в сторону дома.
С этой поездки в рассказе присутствуют еще фотографии, но хронология у меня отсутствует.
Кто здесь бывал, скажет сразу, что на следующей фотографии акташский ретранслятор. Да, ретранслятор сзади и чуть выше. Но Курайская степь тоже присутствует — слева светлое ровное пятно и есть та самая степь. Фотография интересна еще и тем, что справа в кадр попал Чибит . Между ними всего-то 46 километров.
Похоже на пирамиды? Когда вы едете в сторону Курая, вы их не заметите. Они в определенный момент появятся сзади вас.
Зато, когда возвращаетесь из Курайской степи, и после извилистой дороги между рекой Чуя и горой вырываетесь на некий простор, то прямо перед вами окажется эта картинка. Она очень быстро исчезнет за очередной горой. Не пропустите.
Это место интересно еще по трем пунктам. Дорога здесь описывает почти полный круг с радиусом в километр почти по ровной поляне. Есть хороший спуск к самой воде Чуи, где можно остановиться. Здесь же старая трасса Чуйского тракта уходила от реки и шла в гору вплоть до начала Курайской степи.
Я не историк. Никогда ничего не слышала про алтайские пирамиды. Но я их видела. И даже на космоснимках нашла.
Еще несколько шагов назад. Именно здесь дорога вьется между рекой и горой. Здесь Чуя уже не течет — старица или ерик. Река рядом, справа от меня.
Режим нашего существования в поездках по Алтаю довольно странен, или даже жесток. Вне зависимости от места ночевки мы стартуем за час-полтора до рассвета. Посмотрите утром за окно — когда начинает светать? Отнимите час-полтора. Надо доехать до намеченного места съемки, или просто поискать кадр на рассвете. Отнимите еще один час на подъем, умывание, легкий завтрак и сборы. Во сколько мы встаем? А спать ложиться пробовали при ярком солнце? В любом случае надо поспать свои 7-8 часов.
Решились на встречу солнца и в Курайской степи. Солнце не подвело . Появилось вовремя и в полную силу. Но два следующих восхода Курай нас игнорировал.
Четырехтысячники солнце начинает освещать, когда оно находится ниже вершин. Как бы снизу вверх.
Потом параллельно земле. На следующем снимке солнце уже поднялось выше, как мне показалось. Мы снялись с точки и уже почти вернулись к Чуйскому тракту.
Просто поворачиваюсь на 180 градусов и вижу такую вот картину — на Чуйский тракт утро еще не спустилось. Точнее, спустилось не полностью. В самом низу солнечно, а на склонах еще чуть ли не ночь.
Первый из несолнечных восходов. Невысокая температура и ветер остались в памяти.
Второй несолнечный восход добавил для полноты ощущений еще дождь и снег.
Это утреннее проявление непогоды нас не очень огорчило. В Чуйской степи мы выскочили к солнцу из темноты, что позволило сделать несколько удачных снимков перемены погоды.
Самое сильное впечатление о посещении Курайской степи пришлось на возвращение из Чуйской степи к Акташу. Где-то на подъезде к Курайской степи пошел снег. Мокрый и тяжелый. С нарастающей плотностью. Сплошной белой стеной. На первой фотографии этого блога видно, что растительности по сторонам дороги не наблюдается. Только прямая линия асфальта. И горы вдалеке. Когда пошел снег, понятие вдалеке превратилось в белую трубу, насаженную на два луча фар. Только асфальт, температура которого выше нуля, имел некий цвет, похожий на серый. На нем ровным слоем сантиметров в пять была водно-снеговая смесь, разлетающаяся под колесами направо и налево. Дворники работали в режиме «сугроб налево, сугроб направо…».
Быстро ехать было страшно — километров пятьдесят, не более. На выезде из Курая мы обогнали два трогающихся бензовоза по 22 колеса каждый. Для этих ребят такой снег не помеха. Один из них тут же нас обогнал. По его колее в жидком снегу ехать было намного легче. Только когда приходилось ехать мимо колеи, чувствовалось дикое сопротивление воды. Как будто в песок въезжаешь. Второй бензовоз, догоняя своего товарища, надавил на педаль. Когда он на очень приличной скорости обгонял нас, я думала, что волной из-под колес машину смоет с дороги. Удержались.
Вместо ночи опять вернулся день. Не сразу, но появилось солнце. В Акташ уже въезжали по хорошей погоде.
Въезд в Курайскую степь на обратной дороге . Виден Северо-Чуйский хребет. И где-то там, по центру, ледник Актуру.
Краски бывают насыщенными и не очень. Легко представить насыщенный зеленый в весеннем лесу. А здесь насыщенный белый. Такой краски вроде не существует, но здесь мы ее видели.
Это как бы не Курайская степь — это Северо-Чуйский хребет. Но он соседствует со степью и от нее неотделим. Фотографировали с акташского ретранслятора .
А вот совершенно "безобразное" по своей чистоте и своей синеве небо. Хилая растительность и много-много воздуха.
Снимок из Курайской степи (он завершает этот рассказ) я сопроводила следующей цитатой:
Здесь находится одно из самых эффектных полей рельефа гигантских знаков ряби течения в мире, связанных с паводками из ледниково-подпрудных озёр. Это поле развито в зоне обратных течений супер-паводков на правом берегу реки Тете. Эта рябь сформировалась при катастрофических сбросах Чуйского и Курайского озёр около 15 тыс. лет назад. Этот рельеф представляет собой один из самых экзотических элементов дилювиального морфо-литологического комплекса.
Дилювиальные гряды сложены грубо-галечниково-валунной рыхлой косослоистой смесью с присутствием (около 5 %) грубозернистых песков, сформированы на дне супер-паводка при очередном прорыве Чуйско-Курайского ледниково-подпрудного озера около 15 тыс. лет назад. В целом, весь палеогидрологический морфо-литологический набор бассейна Курайской впадины — классический пример горного "скэбленда". Сама же котловина, вместе со своим горно-ледниковым обрамлением представляет собой настоящий природный заповедник — ледниковый парк.
Вы все поняли? Я — нет. Но как там красиво...
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!!!
Читайте так же...