Его стихи никогда не входили в школьную программу, при этом их можно было найти практически во всех популярных тогда рукописных «песенниках», которые вели школьницы того времени…
Он был невероятно популярен, невероятно… Яркий пример тому:
На дачу, где неисправна телефонная линия, ему все время звонили, попадая не туда.
— Это больница?
— Нет, это дача поэта Асадова, — отвечала его жена.
— Поэта Асадова?! Это который — «а счастье, по-моему, просто бывает разного роста»?
— Да. «От кочки и до Казбека, в зависимости от человека».
И это даже не популярность, это СЛАВА — когда вам ошибочно звонят и цитируют ваш текст, едва услышав фамилию!
Слава его была такова, что он давал по три, по четыре вечера подряд — и всё шли и шли, некоторые — по многу раз, и билетов не хватало. Стотысячные тиражи его сборников разлетались стремительно.
Суммарный тираж книг Асадова, которых набегает около сорока, достиг трех миллионов, и их было не достать!
Карабахский армянин, фронтовик Эдуард Асадов был ранен в бою в голову, перенес двенадцать операций (почти все — под местным наркозом или вовсе без него), навсегда потерял зрение и …стал одним из самых известных советских поэтов.
Свои первые стихи он написал в 8 лет и мечтал, что непременно станет поэтом! И он им стал… пройдя тернистый путь. Как и многие, после выпускного бала, в 1941, он отправился добровольцем на фронт, а вернулся с фронта не только повзрослевшим… вместо красивых карих глаз на юношеском лице – маска, вместо переносицы – провал… Полтора года в госпиталях... между жизнью и смертью.
Ещё в госпиталях после ранения Эдуард Асадов снова писал стихи. Именно поэзия стала для него той целью, ради которой молодой человек решил жить всем смертям назло.
С отличием оканчивает Литературный институт, его главным наставником, учителем был Корней Чуковский. Асадова печатают в «Огоньке», сборники расходятся среди благодарных читателей влет. Он женится, у него рождается сын, но брак будет неудачным и сын вырастет без него…
А порой критики называют Асадова «поэтом для кухарок» – мол, мало гражданской, патриотической тематики, а у него лирика. Но Асадов продолжает придерживаться своего стиля и не обращает внимания на критиков и завистников.
У Асадова есть и прозаические произведения: повесть «Фронтовая весна», рассказы «Разведчица Саша» и «Зарницы войны». Занимался Эдуард Аркадьевич и переводами узбекских, калмыцких, башкирских, казахских и грузинских поэтов на русский язык.
На Сапун-горе находится музей «Защита и освобождение Севастополя», в котором имеется стенд, посвящённый Эдуарду Асадову.
Поэт оставил завещание, в котором просил своё сердце захоронить именно на Сапун-горе, там, где он получил тяжёлое ранение, потерял зрение, но остался жить. Работники музея рассказывают, что завещание поэта не было выполнено, против этого выступили его родственники.
Поэт ушел … Его поэзия, увы, не стала литературной классикой, она стала классикой народной.
Назвать лучшие стихи поэта Эдуарда Асадова просто не имеет смысла, потому что они все глубоко проникновенны и искренны, и у каждого своё любимое стихотворение Асадова...