Поскольку Россия рассматривается как проармянская, а Турция твердо стоит за Азербайджаном, Иран может подобрать ключи к прекращению огня в Нагорном Карабахе. В потоке комментариев по поводу новой вспышки конфликта между Азербайджаном и Арменией вокруг спорного Нагорно-Карабахского региона доминирует представление о том, что история повторяется, что мы являемся свидетелями повторения первоначального конфликта начала 1990-х годов.
Месячная война, конечно, является новинкой с точки зрения ее интернационализации и роли внешних держав, таких как Турция и Израиль, что указывает на необходимость избегать упрощенных сравнений с прошлым. Но, в то же время, есть достаточная преемственность с прошлым, с точки зрения неразрешенных причинно-следственных споров и замороженных напряжений, теперь высвобожденных военным конфликтом. В свою очередь, это вызывает необходимость вернуться к прошлому и подвести итог всем миротворческим усилиям, которые до сих пор не принесли мира воюющим сторонам, включая Иран.
Роль Ирана тогда и сейчас. После начала войны 27 сентября Иран призвал своих соседей на Кавказе разрешить спор мирным путем, предложив выступить посредником между Баку и Ереваном. Стремясь к сбалансированным отношениям с обеими странами на своей границе, Иран, по сути, имеет хорошие возможности для вмешательства в качестве регионального посредника, если война завершится тупиком с приближением зимы. Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф ведет телефонную дипломатию со своими азербайджанскими и армянскими коллегами, и существует явная возможность «челночной дипломатии» Зарифа в Баку и Ереване в ближайшем будущем.
27 октября, ровно через месяц после начала войны, Иран направил своего заместителя министра иностранных дел по политическим вопросам Сейеда Аббаса Арагчи в региональное турне, открывая пути к посредничеству. Начав с посещения иранских приграничных районов с Азербайджаном, где иранские военные наращивали свое присутствие на фоне опасений перелива военных действий на территорию Ирана, Арагчи сделал свою первую остановку в столице Азербайджана Баку, где президент Азербайджана Ильхам Алиев, повысив ожидания своего народа на полную победу, стал все более нуждаться в спасительном уходе.
В Баку посол Ирана подчеркнул важность территориальной целостности Азербайджана, заявив, что права меньшинств и права человека являются столпами иранской инициативы, направленной на достижение прочного мира. Оттуда иранский посланник продолжил путь в Россию, которая имеет договор о взаимной обороне с Арменией, но сохраняет относительную дистанцию от непризнанной Карабахской республики.
Президент России Владимир Путин на следующий день после визита Арагчи в Москву поднял вопрос о возвращении оккупированных Арменией районов Азербайджану. Тех районов, которые карабахские армяне считают своим буфером безопасности, как часть формулы мира. «Наша позиция абсолютно открыта относительно возможности передачи Азербайджану этих пяти плюс двух районов, наряду с обеспечением особого режима для Карабахской зоны и обеспечением связи с Арменией», - сказал Путин на инвестиционном форуме. Арагчи оставил Ереван для своей конечной остановки, где его принял министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян.
Новый Тегеранский саммит? Растет вероятность проведения Тегеранского мирного саммита, подобного тому, который был организован бывшим президентом Ирана Хашеми Рафсанджани в мае 1994-го года. На этом саммите лидеры Азербайджана и Армении подписали «Тегеранское коммюнике», в котором было обещано устойчивое прекращение огня и добросовестные переговоры.
Это дипломатическое достижение стало возможным после интенсивной челночной дипломатии одного из ведущих иранских дипломатов того времени Махмуда Ваези, который в настоящее время является главой Администрации Президента Ирана Хасана Роухани. Ваези также является бывшим заместителем директора Центра стратегических исследований, базирующегося в Тегеране аналитического центра. В свое время Ваези неоднократно выступал, говоря о проблемах мирного урегулирования по Нагорному Карабаху и причинах провала Тегеранского коммюнике, которые кажутся похожими на недавний провал попыток прекращения огня со стороны Москвы и Вашингтона.
По словам Ваези, буквально через несколько часов после принятия Тегеранского коммюнике были допущены серьезные нарушения обеими сторонами, но прежде всего армянами, которые захватили еще больше азербайджанской территории, сразу же после того, как согласились прекратить военные действия в Тегеране. Таким образом, сегодня, когда у Тегерана все еще есть свежие воспоминания о своих мирных усилиях, фактически оставленных без внимания, несмотря на официальные кивки на мир со стороны руководства Баку и Еревана, до недавнего времени существовали серьезные оговорки относительно участия в новых усилиях, которые рисковали привести к повторению истории. Однако сейчас со стороны правительства Роухани наблюдается явное желание играть роль миротворца в регионе.
Реконструкция Минска. В 1990-е годы усилия Ирана координировались с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, ответвление Минской группы которой, возглавляемое Россией, США и Францией, курирует посреднические усилия по Нагорному Карабаху. Минская группа в 2007-м году приняла «Мадридские принципы», которые опираются на резолюции Совета Безопасности ООН, признающие суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом.
Однако весной прошлого года премьер-министр Армении Никол Пашиниян категорически отверг Мадридские принципы и призвал к новому подходу, восходящему к Севрскому договору 1920-го года, который признал территориальные претензии Армении, но так и не был принят. Такой огромный скачок назад совершенно неприемлем для Азербайджана, который намерен восстановить полный суверенитет не только над своими бесспорными территориями, оккупированными Арменией с конца 1980-1990-х годов, но и над всем Нагорным Карабахом. Правда, как отмечают иностранные наблюдатели, в последнее время Пашинян стал говорить более примирительно, намекая на потенциальную готовность Армении пойти на взаимные уступки ради того, чтобы погасить пламя катастрофической войны, затронувшей обе стороны.
Действительно, разумный довод может быть сделан в пользу нового Тегеранского мирного саммита, который мог бы привести премьер-министра Пашиняна и президента Азербайджана Алиева за один стол переговоров. Во-первых, Иран обладает сравнительным преимуществом: а) граничит как с Арменией, так и с Азербайджаном; б) поддерживает теплые отношения с обеими странами; в) имеет опыт посреднической роли в этом конфликте.
Во-вторых, сбалансированные добрососедские отношения Ирана обеспечивают прочную основу для взаимного доверия со стороны Еревана и Баку, которые с подозрением относятся к намерениям других международных сторон. Например, на запоздалые посреднические усилия Вашингтона была наброшена тень президентской политики США, в то время как Москва обвиняется Алиевым в проармянской позиции, а Турция твердо стоит за Азербайджаном. Напротив, правительство Роухани обладает способностью проецировать столь необходимый лоск активного нейтралитета, что является непременным условием эффективного посредничества.
Но то, что в конечном итоге создаст условия для нового тегеранского саммита, будет зависеть от происходящих событий на фронте войны, например, от устойчивой победы Азербайджана или тупиковой ситуации в военных действиях. В первом случае выигрышная рука Баку просто означает импульс для более длительной войны, исключающей значимое посредничество. В последнем случае неудача силового захвата Нагорного Карабаха превратится в серьезную ответственность для правительства Баку, требующую пересмотра его максималистских военных целей.
С быстрым приближением зимы, которая, вероятно, остановит военную кампанию Баку, на горизонте появляется война на истощение, в которой время не обязательно будет на стороне Азербайджана. В результате перед Баку встает вопрос о том, как продолжать вести войну, в которой, по сути, невозможно победить, за исключением постепенных завоеваний некоторых из семи соседних территорий. Одним словом, то, что политически целесообразно, не обязательно таково на фронте войны.
Отныне тегеранский мирный саммит может быть успешным только в том случае, если будут созданы предпосылки для смягчения азербайджанских требований и исчерпаны другие площадки. Минский процесс в Женеве не представляет альтернативы, поскольку он не приводит к эффективному мирному процессу и, тем не менее, связан с нынешними международными усилиями по прекращению этого ужасного конфликта. Необходима обновленная Минская группа, включающая Иран, а также дух сотрудничества, кульминацией которого стал тегеранский саммит более 26 лет назад.
Опираясь на прошлый опыт, новый Тегеранский саммит может принести пользу Ирану, подчеркнув его региональное значение как ключевой страны, отличающейся мирным сосуществованием своих собственных азербайджанских и армянских меньшинств.
KAVEH AFRASIABI дляAsia Times Financial