В самом начале Дворцовой набережной, вслед за Зимним дворцом и Малым Эрмитажем, высится длинное желтое здание с фасадом на Неву, выполненное в стиле «Классицизм». Это Большой или Старый Эрмитаж, построенный в 1771-1787 годах Юрием Матвеевичем Фельтеном по заказу императрицы Екатерины II.
Изначально здание строилось специально для размещения художественных коллекций Екатерины II и царской библиотеки. «Большим» оно было названо из-за того, что значительно превосходило по размерам Малый Эрмитаж. «Старым» же его стали именовать чуть позднее, в ХIX веке, когда оно окончательно стало хранилищем предметов искусства.
В нашей сегодняшней статье мы расскажем вам о самых роскошных залах и о самых интересных экспонатах Большого (Старого) Эрмитажа.
Начнем с того, что все его залы составляют две анфилады. Окна комнат одной из них выходят на Неву, поэтому она называется «Невской», окна второй - на внутренний двор Эрмитажа, поэтому ее именуют «Надворной».
Невская анфилада
В ее залах выставлены полотна итальянских художников эпохи Возрождения. Самый популярный из них среди посетителей, конечно же, Зал Леонардо да Винчи (Двусветный зал). Ведь именно в нем можно увидеть знаменитую «Мадонну с младенцем» или «Мадонну Литту».
Эту картину, размером всего лишь с два альбомных листа, Леонардо да Винчи написал в 1490-х годах, предположительно, в Милане. Свое второе название, «Мадонна Литта», она получила в честь последнего владельца - миланского герцога Антонио Литта, который и продал холст Эрмитажу в 1865 году.
Интересный факт: исследователи до сих пор спорят об авторстве «Мадонны Литты». Кто-то из них склонен полагать, что картину написал сам Леонардо, а кто-то настаивает на том, что это работа кисти его учеников. Специалисты Эрмитажа придерживаются первой версии, опираясь в своих доказательствах на эскизы художника, которые до сих пор хранит Лувр во Франции.
Надворная анфилада
В ее залах представлено искусство Венеции XVI века. Здесь можно увидеть образцы старинных тканей с характерным гранатовым узором, тонкие металлические кружева и изящные миниатюры из бронзы. Здесь же висят полотна Паоло Веронезе, Пальмы Веккио, Лоренцо Лотто и Джованни Баттиста Морони.
Зал Тициана
Особенностью этого зала является тот факт, что он по сей день выглядит так же, как выглядел в XIX веке. Его двери выполнены в технике «Буль», которая названа так в честь французского мебельщика Андре Шарля Буля, инкрустировавшего деревянные щиты элементами из золоченой бронзы, латуни и панциря морской черепахи.
Полотна же Тициана Вечеллио, оказались здесь еще при Екатерине II, когда она распорядилась выкупить собрание берлинского коммерсанта Иоганна Эрнеста Гоцковского, в котором были и картины этого художника. Благодаря императрице сейчас мы можем увидеть самые знаменитые его шедевры:
и одну из последних работ живописца -
В этом же зале висит картина, которая прославила Тициана при жизни. Это «Кающаяся Мария Магдалина», остававшаяся в доме художника до самой его смерти.
После кончины творца его наследники продали полотно меценату Кристофоро Барбариго, у которого в 1850 году Николай I выкупил всю галерею и вывез ее в Эрмитаж. Рама со скульптурами, в которой представлен холст, подлинная, работы XVI века.
Слева от «Кающейся Марии Магдалины» висит копия картины «Венера с двумя амурами перед зеркалом». В 1930-е годы оригинал был продан новому владельцу - американскому миллиардеру и коллекционеру Эндрю Меллону. В наши дни оригинал полотна можно увидеть в Национальной галерее Вашингтона.
Нашу прогулку по залам Большого Эрмитажа мы продолжим в следующей статье.