Найти тему

Хранилище для картин Екатерины II: история и залы Большого Эрмитажа

Оглавление

В самом начале Дворцовой набережной, вслед за Зимним дворцом и Малым Эрмитажем, высится длинное желтое здание с фасадом на Неву, выполненное в стиле «Классицизм». Это Большой или Старый Эрмитаж, построенный в 1771-1787 годах Юрием Матвеевичем Фельтеном по заказу императрицы Екатерины II.

Здание Большого (Старого) Эрмитажа
Здание Большого (Старого) Эрмитажа

Изначально здание строилось специально для размещения художественных коллекций Екатерины II и царской библиотеки. «Большим» оно было названо из-за того, что значительно превосходило по размерам Малый Эрмитаж. «Старым» же его стали именовать чуть позднее, в ХIX веке, когда оно окончательно стало хранилищем предметов искусства.

Основоположница Большого (Старого) Эрмитажа - Екатерина Великая
Основоположница Большого (Старого) Эрмитажа - Екатерина Великая

В нашей сегодняшней статье мы расскажем вам о самых роскошных залах и о самых интересных экспонатах Большого (Старого) Эрмитажа.

Начнем с того, что все его залы составляют две анфилады. Окна комнат одной из них выходят на Неву, поэтому она называется «Невской», окна второй - на внутренний двор Эрмитажа, поэтому ее именуют «Надворной».

Невская анфилада

В ее залах выставлены полотна итальянских художников эпохи Возрождения. Самый популярный из них среди посетителей, конечно же, Зал Леонардо да Винчи (Двусветный зал). Ведь именно в нем можно увидеть знаменитую «Мадонну с младенцем» или «Мадонну Литту».

Леонардо да Винчи "Мадонна с младенцем" ("Мадонна Литта")
Леонардо да Винчи "Мадонна с младенцем" ("Мадонна Литта")

Эту картину, размером всего лишь с два альбомных листа, Леонардо да Винчи написал в 1490-х годах, предположительно, в Милане. Свое второе название, «Мадонна Литта», она получила в честь последнего владельца - миланского герцога Антонио Литта, который и продал холст Эрмитажу в 1865 году.

Интересный факт: исследователи до сих пор спорят об авторстве «Мадонны Литты». Кто-то из них склонен полагать, что картину написал сам Леонардо, а кто-то настаивает на том, что это работа кисти его учеников. Специалисты Эрмитажа придерживаются первой версии, опираясь в своих доказательствах на эскизы художника, которые до сих пор хранит Лувр во Франции.

Надворная анфилада

В ее залах представлено искусство Венеции XVI века. Здесь можно увидеть образцы старинных тканей с характерным гранатовым узором, тонкие металлические кружева и изящные миниатюры из бронзы. Здесь же висят полотна Паоло Веронезе, Пальмы Веккио, Лоренцо Лотто и Джованни Баттиста Морони.

Паоло Веронезе (Паоло Калиари) "Обращение Савла" (около 1570 г)
Паоло Веронезе (Паоло Калиари) "Обращение Савла" (около 1570 г)

Зал Тициана

Особенностью этого зала является тот факт, что он по сей день выглядит так же, как выглядел в XIX веке. Его двери выполнены в технике «Буль», которая названа так в честь французского мебельщика Андре Шарля Буля, инкрустировавшего деревянные щиты элементами из золоченой бронзы, латуни и панциря морской черепахи.

Шкатулка, выполненная в технике Шарля Буля
Шкатулка, выполненная в технике Шарля Буля

Полотна же Тициана Вечеллио, оказались здесь еще при Екатерине II, когда она распорядилась выкупить собрание берлинского коммерсанта Иоганна Эрнеста Гоцковского, в котором были и картины этого художника. Благодаря императрице сейчас мы можем увидеть самые знаменитые его шедевры:

Тициан "Несение креста" (1565 год)
Тициан "Несение креста" (1565 год)
Тициан «Мадонна с младенцем и Марией Магдалиной» (1560-е)
Тициан «Мадонна с младенцем и Марией Магдалиной» (1560-е)
Тициан «Христос-Вседержитель» (около 1570 года)
Тициан «Христос-Вседержитель» (около 1570 года)

и одну из последних работ живописца -

Тициан «Святой Себастьян» (1570-е годы)
Тициан «Святой Себастьян» (1570-е годы)

В этом же зале висит картина, которая прославила Тициана при жизни. Это «Кающаяся Мария Магдалина», остававшаяся в доме художника до самой его смерти.

Тициан «Кающаяся Мария Магдалина» (около 1565 года)
Тициан «Кающаяся Мария Магдалина» (около 1565 года)

После кончины творца его наследники продали полотно меценату Кристофоро Барбариго, у которого в 1850 году Николай I выкупил всю галерею и вывез ее в Эрмитаж. Рама со скульптурами, в которой представлен холст, подлинная, работы XVI века.

Слева от «Кающейся Марии Магдалины» висит копия картины «Венера с двумя амурами перед зеркалом». В 1930-е годы оригинал был продан новому владельцу - американскому миллиардеру и коллекционеру Эндрю Меллону. В наши дни оригинал полотна можно увидеть в Национальной галерее Вашингтона.

Тициан (копия). "Венера с двумя амурами перед зеркалом" (около 1555 года)
Тициан (копия). "Венера с двумя амурами перед зеркалом" (около 1555 года)

Нашу прогулку по залам Большого Эрмитажа мы продолжим в следующей статье.

Если понравилась эта статья – подписывайся и ставь «лайк»!