Найти тему
Слова и музыка Матецкого

ГРУППА «ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ» - ЛЕГЕНДА ПОДПОЛЬНОГО МОСКОВСКОГО РОКА НАЧАЛА 70-Х

Я не собираюсь писать какую-то развёрнутую статью про «Второе Дыхание» - просто мне хочется вспомнить отдельные моменты, связанные с этой легендарной группой. И показать вам несколько фотографий. Титульный снимок я нашёл в интернете, и он снят гораздо позже – раннего у меня не нашлось.

Точные даты всегда трудно воспроизводить, но день, когда мы познакомились с Максимом Капитановским, я помню точно – это было 7 ноября, в праздник. У нас были общие знакомые, и мы встретились всей компанией у метро «Маяковская» и пошли куда-то тусоваться. Думаю, что это был 1971 год.

А уже через некоторое время я по приглашению Максима пришёл на репетицию "Второго Дыхания" в клуб «Энергетик», на набережной, где у них была база. Там я их впервые и услышал: надо сказать, это было впечатляюще. На гитаре играл и пел Игорь Дегтярюк, на бас-гитаре - Коля Ширяев, Максим Капитановский был барабанщиком.

Помню, как они репетировали песню Хендрикса “Manic Depression”. Песня сама по себе трудная и необычная – она на 3/4 – и они исполняли её просто мастерски. У группы была неплохая по тем временам аппаратура – венгерский BEAG, причём полный комплект. Где они его достали – не знаю, но Дегтярюк уже тогда был специалистом по интригам: скорее всего именно он уболтал кого-то, чтобы им аппарат «поставили», то есть дали напрокат.

Я в тот момент играл в группе «Удачное Приобретение» с «Вайтом» (Алексеем Беловым) и «Петровичем» (Михаилом Соколовым), поэтому у меня легко нашлись общие интересы со «Вторым Дыханием» - да и вообще интересы всех музыкантов тогда, что называется, совпадали "на все сто". Интересы эти лежали в первую очередь вокруг аппаратуры и инструментов – достать что-то было большой проблемой, а качество аппарата сильно влияло на конечный результат. Ну и, конечно же, музыкальная информация была в большой цене: новые пластинки, записи, нотные сборники, слова песен. Сегодня это может показаться смешным, но тогда… С этих тем и началось моё общение с музыкантами «Второго Дыхания».

Кстати сказать, «Второе дыхание» не так уж и много играло песен из репертуара Хендрикса – были и другие интересные номера. Так, они, например, играли песню Colosseum “Skellington” с пластинки ”Colosseum Live”. Пел её Дегтярюк очень похоже, и это звучало мощно и виртуозно. К сожалению, записей «Второго дыхания» не сохранилось – по крайней мере я про это ничего не знаю.

Могу вам напомнить, как эта песня звучала в оригинале – у ребят получалось очень даже прилично: как тогда говорили, «в ноль». Кстати, песня эта тоже на 3/4.

Был у них в репертуаре и свой материал: так, Коля Ширяев пел им же сочинённую песню «Богородица». Она начиналась примерно с таких слов: «Пришёл к тебе, чудесное созданье / Летел на крыльях счастья и любви…». А припев завершался строчкой: «Ты богородица для всех». Но пел он её как-то стесняясь, искажая голос – впрочем, всё равно звучало здорово.

У меня был японский фотоаппарат, который снимал на половинный кадр – то есть на обычную плёнку влезало 36 х 2 = 72 кадра. Этот было очень удобно – и я часто брал его с собой. Вот такой портрет Коли Ширяева гуляет в интернете – это моя фотография. Коля её очень любил. Помню, что эта майка у него была оранжевого цвета!

-2

А этот снимок я сделал в одном из кафе на Проспекте Калинина (так тогда назывался Новый Арбат), когда мой коллега по «Удачному Приобретению» барабанщик Миша Соколов заменял Капитановского. Здесь у Дегтярюка с Ширяевым гитары Aria, причём у Коли безладовый бас, которым он невероятно гордился – ещё бы, таких в Москве тогда не было.

-3

Почему так получилось, что «Петрович» заменял Макса, я не помню, но такие истории были постоянно. Усилитель у Дегтярюка уже японский Royal – он «пропутешествовал» по нескольким группам, включая «Скоморохов» Градского и наше «Удачное Приобретение». И обратите внимание на клеши Дегтярюка.

Кстати, по поводу одежды. Группа "Второе Дыхание" была в этом отношении особенной – одежда была подчёркнуто хипповой. Эти диковинные расклёшенные штаны шили супруги Света и Саша, живущие на Проспекте Мира. И они были не просто портными, они ещё были частью хипповой «системы». Рассказывать сейчас про «систему» я не буду – это отдельная тема.

Так вот, у музыкантов «Второго Дыхания» был не только необычный внешний вид, но они ещё интуитивно тяготели к «звёздному поведению». Пожалуй, они были новаторами и в этом. Правда, что касается внешнего вида, то практически все музыканты подпольных групп начала 70-х были длинноволосыми и выглядели круто: вот, например, ваш покорный слуга в те годы.

-4

И всё-таки «Второе Дыхание» было каким-то особенным: густые бороды, невероятные клеши из вызывающей цветастой ткани, разные хипповые бусы, фенечки и пацифики. Коля Ширяев говорил о себе не иначе, как в третьем лице. «Колюнька какает!», - это была его любимая шутка. Другая коронная фраза была: «Чушки кочумают!», что в грубом переводе означало: «Мне равных нет!». Причём говорилось это утробным голосом. Но это были показные «фишки» - в общении один на один он был очень тихим и застенчивым человеком. Помню, как я был у него свидетелем на бракосочетании, когда он в первый раз женился. Невесту звали Лена Гусарова, и процесс проходил в ЗАГСе на Кутузовском проспекте. Молодожёны были одеты совсем не по-советски – в широченных клешах и майках, и сотрудница загса пыталась их отчитывать. После регистрации мы пошли куда-то отметить образование «новой ячейки социалистического общества». Помню, как к нам по дороге прибилась собака – причём породистая, колли!

Дегтярюк тоже вёл себя экстравагантно: на сцене любил врубить усилитель, что называется, на всю катушку, а вне сцены часто повторял одну и ту же фразу: «Чувак, тон-бас!». Означало это: «Слушай, не надо мне рассказывать!». Помню, он был очень озабочен тем, что играл на гитаре фирмы Aria, а не на оригинальном Gibson SG Standard, копией которого эта Aria являлась. Всем музыкантам Игорь пытался объяснять, что его гитара и есть настоящий Gibson. Теория эта у ушлых коллег «не пролезала», и ему отвечали его же фразой: «Чувак, тон-бас!». Дегтярюк этой полемики не выдержал – и в один прекрасный момент сделал при помощи выжигательного прибора на головке гитары корявую надпись Gibson. Головка здесь в кадр не попала, но гитара та самая.

-5

По поводу громкости: я уже как-то рассказывал (см.“post scriptum” материала от 25 октября) про концерт, который мы играли в составе Дегтярюк – Соколов – Матецкий в МГУ. Это было небольшое кафе, и когда мы начали с хендриксовской версии “Wild Thing”, то народ просто в буквальном смысле одичал – жаль, что нет фотографий с того мероприятия.

Барабанщик Максим Капитановский был менее эксцентричен и с юмором относился к «закидонам» своих одногруппников.

-6

У Макса было большое желание делать какие-то песни с голосовыми раскладами, но ни Дегтярюку, ни Ширяеву это не было интересно – оба они были прирожденными солистами: в группе поэтому шла постоянная борьба между двумя полюсами. Макс же старался всё это по возможности сглаживать.

Помню, как я зашёл на репетицию ко «Второму Дыханию», когда группа базировалась в районе улицы Сивцев Вражек – я жил рядом, на Гоголевском, - в каком-то клубе с колоннами. Они тогда разучивали две песни Deep Purple – это были “Space Trucking” и “Never Before”. Это фото с той самой репетиции.

-7

Коля очень любил приодеться. Вспоминается эпизод, когда он донимал меня по поводу «куртки с висюльками» - именно так он её называл, - была у меня такая, замшевая, с бахромой на рукавах. По-моему, мы с ним в конце концов на что-то поменялись…

Дегтярюк приезжал ко мне в РАО в бытность мою президентом Авторского совета этой организации. Было это лет 10 назад. Мы вспомнили былое, поболтали за чаем о том, о сём. Он приехал посоветоваться насчёт выпуска альбома группы «Второе Дыхание» - его идеей было записать инструментальную пластинку со своим материалом. Насколько я знаю, этим планам не суждено было осуществиться – а жаль. Хотя, с другой стороны, делать это в 2010 году уже вряд ли имело смысл – времена сильно изменились…

Всех музыкантов «Второго Дыхания», к сожалению, уже нет в живых.

Первым не стало Коли Ширяева: его убили недалеко от его дома трое 18-летних пьяных отморозков, которые просто хотели настрелять мелочь на бутылку.

Потом умер Макс Капитановский, с которым мы дружили все эти долгие годы – у него была онкология. Вот наш с ним старый совместный снимок – я нашёл его вчера в своих архивах.

-8

Последним не стало Игоря Дегтярюка. Точных обстоятельств его смерти я не знаю, но кто-то из музыкантов рассказывал мне, что у него тоже была онкология.

«Второе Дыхание» теперь на небесах:

Николай Ширяев (1948-2003) - бас-гитара

Максим Капитановский (1948-2012) - барабаны

Игорь Дегтярюк (1951-2014) - вокал, гитара

Пусть земля им будет пухом…