Галина Полищук - известный латвийский театральный режиссер. И вот, оказывается, она решила уехать в Россию. Сейчас экс-рижанка снимает квартиру в Москве. Мы решили выяснить, почему она уехала из Латвии.
Отметим, что Галина Полищук окончила престижный ГИТИС по специальности «Театральный режиссер драмы». Она всегда казалась баловнем судьбы. Много лет проработала в Латвийском национальном театре.
А ровно 15 лет назад, в 2005 году, она основала в Риге свою знаменитую «Театральную обсерваторию». Независимый интеллектуальный театр поддержала лично министр культуры Латвии Хелена Демакова.
«2005 год для меня был самым прекрасным временем. Я осуществляла постановки не только в Латвии, но и в России, Эстонии и Литве. Что касается «Обсерватории», то билеты продавались на полгода вперед!..» — вспоминает режиссер. Однако вскоре времена изменились, и в 2012 году государственное финансирование прекратилось.
Пугающая пустота
— «Галина Полищук стала жертвой политических страстей, после чего о ней забыли», — так писали СМИ. Это правда? - задали мы прямой вопрос новой жительнице Москвы.
— Думаю, обо мне «забыли» сознательно, — улыбнулась Галина, которая сейчас проживает у станции метро «Кузьминки». — То есть это был такой политический ход. Игнор происходил специально. Но понятно, что он был связан с политической конъюнктурой. А так, конечно, меня в Латвии помнят.
Хотя все, что я там делаю сейчас, разносится в пух и прах местной критикой — несмотря на плачущие залы и продаваемые билеты. Что касается отъезда, то еще во время работы в Латвии у меня были предложения из России, но мне приходилось отказывать. Просто из-за своего театра.
— Что стало последней каплей, переполнившей чашу вашего терпения?
— Мне пришлось принять участие в выборах — и партия проиграла. После того как «народники» ушли и власть захватила партия националистов, я не только потеряла работу, но и стала в культурной среде, по сути, персоной нон грата.
Многие от меня отвернулись. И это не пустые слова. Видя меня на улице, бывшие соратники в прямом смысле переходили на другую сторону. Это было бы смешно, если бы не было так грустно...
По большому счету я повторила судьбу Адольфа Яковлевича Шапиро, бывшего главного режиссера Рижского ТЮЗа. То есть я пережила и прочувствовала все то, что он описал в своей книге «Как закрывался занавес». Но, наверное, это нужно было и мне пережить.
— Зачем?
— Возможно, для того чтобы сделать этот шаг. Я имею в виду свой переезд в Москву. Сами понимаете, что может чувствовать творческий человек, который был очень востребованным. У меня ведь не было ни секунды свободного времени.
Я положила столько сил и потратила массу энергии на создание собственного театра! А когда «Театральную обсерваторию» ликвидировали, я вдруг оказалась в пугающей пустоте. Месяцами не звонил телефон. Многие вчерашние друзья куда-то вдруг сразу пропали. Я словно куда-то провалилась.
Осталась одна
— Неужели не осталось никого?
— Да, я была совершенно одна. Осталась только актриса Мария Данилюк. Это единственный человек, с которым я не потеряла связи. Она всегда старалась подставить мне плечо. Это касалось и переезда, и контактов. Слава богу, что есть такие друзья...
Мало-помалу я начала ставить спектакли в России. И в Москве, и в других городах. К счастью, Россия необыкновенно обширная театральная страна. Когда репетируешь, то на эти несколько месяцев ты прикипаешь и к актерам, и к театрам.
Но потом приходится расставиться. День премьеры для меня вовсе не радостный, а самый грустный, потому ты уже родила спектакль и в твоих услугах этот «ребенок» больше не нуждается. Иногда плакали все — и я, и актеры.
И эти расставания привели меня к мысли, что я больше не хочу приезжать на постановку и снова уезжать с моим аутизмом в общении: я небыстро привыкаю к людям, это тяжело. Поэтому мне хотелось не просто быть приглашенным режиссером и ездить из страны в страну, а где-то остановиться надолго.
Кардинальное решение
— А нельзя ли было устроиться в каком-либо российском театре на постоянной основе?
— Меня дважды пытались утвердить в качестве художественного руководителя: сначала в Тверском ТЮЗе, а потом в Астраханском театре драмы, где я поставила два спектакля.
Но, увы, проблема в том, что я гражданка другой страны. В какой-то момент я поняла, что так продолжаться больше не может. Нужно что-то делать. И я приняла кардинальное решение окончательно переехать в Россию.
— Навсегда?
— По крайней мере, на какое-то время...
— И как вам в России?
— Отрадно, что в театральной сфере здесь постоянно что-то происходит. По-настоящему бурлит жизнь. Это очень вдохновляет. Ты оказываешься в каком-то бесконечном творческом водовороте.
Проходят различные режиссерские лаборатории, художественные читки с участием актеров и режиссеров как новой русской драмы, так и зарубежной. Важно и то, что здесь совсем другая театральная критика. Она не убивает, а помогает. Она твой союзник, она тебя лоббирует.
Помню, Павел Руднев сказал: «Ребята, давайте не уничтожать режиссеров. Поймите, им и так трудно. Они продираются сквозь театральную самоцензуру и цензуру вообще. И если мы еще будем их добивать, то обрубим все крылья».
— С кем в Москве вам особенно понравилось работать?
— Конечно, сразу вспоминается Марк Розовский, художественный руководитель театра «У Никитских ворот». Он очень либерален и против малейшей цензуры. Марк Григорьевич очень молод и сердцем, и душой. Мне показалось, что я попала в дружную семью.
С удовольствием поставила в этом театре спектакль молодого драматурга Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам». Кстати, главную роль играет актриса с латышскими корнями Линда Лапиньш.
Русский менталитет
— Надо будет посмотреть... Как я понимаю, театры в России, даже несмотря на осеннее обострение пандемии, потихонечку открываются?
— Да, насколько я в курсе, почти все уже открылись. Хотя театрам приходится привыкать к новым реалиям. К той же шахматной рассадке зрителей. Получается, половина зала теряется. Тем не менее театральная жизнь продолжается, а это главное.
Конечно, сильно рискуют актеры, ведь они играют без масок и у них никакого дистанцирования. Я слышала, что некоторые премьеры отменяются. Скажем, в Театре на Малой Бронной, которым руководит Константин Богомолов. Там несколько человек заболели коронавирусом...
А недавно я побывала во МХАТе имени Горького на спектакле «Красный Моцарт». Им приходится справляться с очень большим количеством зрителей: в зале ведь 1300 мест. При этом они умудряются у всех померить температуру и всем выдать маски. Но, кажется, зрители постепенно уже привыкают к таким переменам.
— А вы?
— Сама я, будучи немного социопатом, люблю, когда рядом пустое кресло. Можно спокойно смотреть спектакль. (Смеется.)
Земляки в Москве
— А как вам Москва как город?
— Мне нравится то, что с ним сделал Сергей Собянин. Город стал очень красивым. Снесли закрывающие архитектуру ларьки. Плитка, подсветка, масштабное строительство — плюсов очень много. А еще Москва очень чистая. Постоянно моют улицы. Несколько раз в день!
Естественно, как и многих, метро тоже впечатляет. Некоторые станции являются памятниками архитектуры, охраняемыми ЮНЕСКО. Строятся и новые — в стиле хай-тек, но тоже с сохранением традиций. В Москве чувствуется непрекращающееся движение мегаполиса.
— Нашли уже друзей?
— В России друзья всегда как-то сразу находятся. Русские люди не могут без общения. Для них это норма жизни. Причем зачастую общение становится важнее всего остального. Видимо, таков менталитет.
Даже в актерской среде взаимоотношения порой важнее конъюнктуры. То есть человек годами служит в одном театре, потому что ему нравится коллектив. А ведь в другом театре он мог пойти на существенное повышение!
— Уже успели соскучиться по Риге?
— Не без этого. Скучаю прежде всего по родным. В Риге ведь у меня и дочь Катрина, и мама, и папа, и бабушка. Но все мои родные прежде всего хотят, чтобы я работала и была счастлива.
Хотя им без меня сложно. А в Москве я открыла для себя, что здесь дружат, назову это в шутку, диаспорами. То есть выходцы из Латвии поддерживают контакты друг с другом.
Хотя раньше мы зачастую и не общались вовсе. Но вместе легче. Всегда можно попросить что-то передать или привезти. Это плечо взаимопомощи для меня имеет немаловажное значение.
Стюардесса по имени Галина
— Если вернуться к началу вашего творческого пути... Наверное, в детстве вы вряд ли мечтали стать театральным режиссером?
— Я мечтала быть учительницей. Но после окончания рижской средней школы №62 успела поработать стюардессой в аэропорту «Рига». А затем поступила в Латвийский университет на филологический факультет по специальности «Русский язык и литература».
После чего работала как раз учительницей в рижской средней школе №89. Преподавала родную литературу и в Балтийском русском институте. А ровно 20 лет назад окончила ГИТИС, потому что в детстве мечтала стать еще и актрисой.
Хотя семья — предвижу ваш вопрос — никакого отношения к театру не имеет. Мама Софья Александровна работала инспектором в канцелярии МВД Латвии.
А отец Александр Игнатьевич был авиационным инженером. Он окончил знаменитый на весь СССР РКИИГА. Кстати, у него много изобретений и рационализаторских предложений. Очень творческий человек. Наверное, я пошла в него.
— А почему именно режиссура?
— Она позволяет уходить в другую реальность. И это часто спасает. Могу сказать, что я реально живу только тогда, когда репетирую. Именно в эти часы я по-настоящему счастлива.
А когда заканчивается репетиция, я снова оказываюсь в этой жизни. Которая, увы, порой очень скучна и неинтересна и где я мало на что бы решилась в реале. Откровенно говоря, мне порой не всегда комфортно из-за моих страхов.
И чем больший дискомфорт я чувствую здесь, тем с большей радостью убегаю в свой другой мир, где совсем другие страсти и эмоции. Но радует то, что при этом я все могу четко контролировать! (Улыбается.)
— Желаем творческих успехов!