Первая же сцена румынского эпика "Мирча" заставила меня открыть рот. Причудливое освещение, багровые отсветы, лес копий и знамен, закованные в доспехи рыцари, устрашающие стальные шлемы вместо лиц. Да этот эпизод - по стилю родной брат батальной сцены в начале знаменитого "Дракулы" Френсиса Форда Копполы. Не знай я, что Серджиу Николаеску снял "Мирчу" за несколько лет до фильма Копполы, подумал бы, что румынский режиссер "подсмотрел" стилистику у голливудского классика. Ан нет! Николаеску был первым! И сцена эта впечатляет даже сегодня.
Жаль, что далее "Мирча" не вполне соответствует высоким ожиданиям, которые возникают после столь эффектной завязки. Зрителей ждет два с половиной часа добротного, местами затянутого и предсказуемого исторического фильма. Главный герой - легендарный валашский воевода, а затем господарь XIV века Мирча I Старый. Мудрый правитель, умелый военачальник, искусный дипломат и политик, на склоне лет Мирча озабочен будущим страны и народа. Само собой, вокруг враги - воинственные Османы, интриганы-предатели в собственном стане, наемный убийца-арбалетчик, не раз покушающийся на жизнь господаря.
Поставил фильм, а также сыграл роль Мирчи главный режиссер и актер социалистической Румынии Серджиу Николаеску, автор едва ли не всех румынских блокбастеров начиная с 60-х и до последних дней СРР. Как и в других эпиках Николаеску, в "Мирче" присутствуют мощные массовки, масштабные батальные сцены, роскошные костюмы и декорации, но сюжет временами провисает, и фильм становится скучноватым.
Тем не менее в ленте есть очень любопытная линия - исключительно теплые отношения стареющего Мирчи и его юного внука по имени Влад.
Влад боготворит деда и мечтает продолжить его дело. Если вы еще не догадались, юный Влад - будущий Влад Дракула он же Влад Цепеш ("сажающий на кол"). Тут авторы допустили историческую вольность - в реальности Влад родился после смерти великого деда. Однако сама идея соединить в одном сюжете две легенды оказалась драматургически интересной. Мудрый дед учит мальчика основам властвования, борьбы с врагами и ответственности господаря за свои решения.
В одном из самых сильных эпизодов фильма дед поручает внуку судить предателей. Неожиданно для всех мальчишка приговаривает изменников к жуткой смерти на колу. Казнь снята без лишнего натурализма, однако механика процесса продемонстрирована наглядно. У Влада случается истерика, но дед заставляет его смотреть на экзекуцию - ты приговорил врагов к смерти и теперь не можешь показывать нерешительность и слабость. По воле сценариста, детское потрясение породило зловещее и болезненное пристрастие Цепеша к такому жестокому виду умерщвления.
"Мирча" успел выйти в СССР под дурацким названием "Благородное наследие", но особого успеха и культового статуса как другие фильмы Николаеску не снискал. Вовсю бушевала перестройка, на экраны пачками выходили американские фильмы разного достоинства - среди кучи шлака попадались и самые настоящие блокбастеры, по всей стране открывались видео-салоны. Кого в то время мог заинтересовать добротно снятый старомодный исторический фильм из Румынии?
Стоит ли смотреть "Мирчу" сегодня? Если вам интересно вспомнить то самое "кино социалистических стран", которое было щедро представлено в советском прокате нашего детства и юности, это приличный выбор. Крепко и красиво снятое кино.
И главное - кино, которого больше не будет. Молодое поколение зрителей и не подозревает, что в Румынии вообще снимали фильмы. А на слова "румынские эпические блокбастеры" скорее всего отреагируют смехом. А ведь они были. И были очень неплохи.