Найти в Дзене
Центр "Ольвия"

Глубинная демократия | Процессуальная терапия

От автора: Данным материалом я продолжаю цикл статей, посвященных Процессуально-ориентированной психологии, авторами которой являются Арнольд и Эми Минделл. Следите за новостями, буду держать вас в курсе этого весьма перспективного направления работы с проблемами человека.

Человек находится в непрырывном потоке изменений или в своем индивидуальном процессе движения. Он постоянно обменивается с окружающим пространством разнообразной информацией. Мы воспринимаем мир, слышим, видим, чувствуем, действуем, строим отношения. Но почему-то мы склонны переоценивать застывшие статусы («Я – отличник!» «Я - чемпион!», «Я – неудачник!», «Я – неумеха!»), а намного меньше ценим само движение, сам текучий процесс изменений. И это прежде всего проблема привычки и фокусировки нашего внимания.

В юности я занимался легкой атлетикой и на каждых соревнованиях хотя бы на несколько секунд улучшал результат, вносил изменения в свой список рекордов. И эта идентификация «Я – спортсмен!» было весьма застывшей формой. И это – застывшая идентификация – повод для разочарований и горечи в более зрелом возрасте: «Мне уже никогда не пробежать эту дистанцию с таким же результатом! Значит, сейчас я в спорте – никто, и звать меня никак и т.д. и т.п.»

Да и когда мы знакомимся с людьми, в наше поле внимания привычнее попадает то, кто он есть, а не то, как он меняется, и каков его уникальный процесс движения-изменения. «Он – великий профессор, а я только аспирант!» Но приглядевшись внимательно, можно убедиться в том, что профессор в единицу времени меньше развивается, чем аспирант. КПД процесса изменений и роста, который происходит у аспиранта, может быть значительно выше. И лекции он читает куда интереснее.

Сновидения человека – королевская дорога в бессознательное. И в разных модальностях психотерапии со сновидениями работают по разному. Например, сон можно интерпретировать. «То, что ты увидел, мил человек, означает то-то и то-то («казенный дом и дальнюю дорогу»).

В процессуальной работе терапевт обращает пристальное внимание не на сами слова описания, образы сновидения, а на самые незаметные на первый взгляд сигналы тела, которые сопровождают этот рассказ. Шевеление пальцами, позу тела, изменения осанки, мимики, жестикуляцию, интонацию. Любой сигнал, любой вид обратной связи от клиента может иметь значение. Хозяин сна, рассказывая терапевту свой сон, почти не замечает этих мелких движений, но терапевт ЗАМЕЧАЕТи в дальнейшей работе помогает клиенту распаковать и лучше осознать эти сигналы. Для э того применяются техники усиления, замедления, зеркала, смены ролей и другие.

Каковы могут быть причины, по которым люди рассказывают свои сновидения?

  • Получить интерпретацию.
  • Избавиться от переживаний.
  • Достигнуть более полного в данный момент ощущения жизни.

Поэтому как бы ни было сильно искушение проинтерпретировать сон, терапевту следует быть осторожней. Только обратная связь (тонкие сигналы) клиента может дать терапевту подсказку, подходит или не подходит в настоящий момент то, что терапевт ему предлагает. Хозяин сновидений – именно ХОЗЯИН. Только ему решать, что означает тот или иной образ, и что для него означает то или иное чувство, сопровождающие этот образ сновидения. Если вы будете внимательно следить за хозяином сна, улавливать ключевые сигналы и обратную связь, его сон сам себя объяснит.

А как распаковать образ, чувство, движение сна?

  • Можно в визуальном канале схватиться за описание цвета и вместе с хозяином сновидения усилить его яркость и насыщенность.
  • Можно попросить клиента замедлить, усилить или завершить некое движение, которое он неосознанно проявил при рассказе.
  • Можно спросить, а какие ассоциации возникают у клиента (хозяина сновидения) в связи с тем или иным сигналом, который обозначил себя в описании или в жестах рассказчика.

Если во сне присутствует диалог фигур сна, то для распаковки этого сигнала хорошо подойдёт приёмы психодрамы и гештальт-терапии.

У того, кто рассказывает сон, есть свои собственные представления о способах работы с ним. Можно начать с любой части сновидения, с любого сигнала, фигуры сновидения, движения глаз, болевых ощущений, взаимоотношений — с чего угодно. Для начала годится любой сигнал. Все эти ручьи стекаются в одну реку.
Если вы достаточно восприимчивы, чтобы увидеть, как люди работают со своими снами, вы сможете работать с кем угодно.

Большинство аналитиков сосредоточены на содержании сновидения, а не на его процессе. Многие процессуальные терапевты пренебрегают символикой. Классический аналитик или обычный психотерапевт интерпретирует или дает советы, в то время как процессуальный терапевт помогает конкретному человеку самостоятельно раскрыть смысл его сновидения. Однако, лучшие психоаналитики помогает процессу жизни клиента развернуться, а лучшие процессуальные терапевты могут использовать в своей работе поток-интерпретацию, которая сводит воедино настоящий и прошлый опыт человека.

Арнольд Минделл считает, что сновидения — это картинки состояний, которые ждут возможности обратиться в процесс. Сновидения — это путеводные карты, указывающие направление в исходной точке нашего путешествия в неведомое. Это отблески того неведомого, которое проявляется в различных каналах восприятия (визуальном, аудиальном, в канале движения, канале ощущений и т.д.).

Процессуальная работа ориентирована на ТЕЛО, ощущениям и чувствам уделяется особое внимание.
Процессуальная работа фиксирует внимание терапевта не на образах как застывших формочках, создающих некую структуру человека, а на осознавании образов и осознавании происходящих с ними изменений.

Когда в ходе процессуальной работы со сновидением всплывает образ огня, терапевт всматривается в него, размышляет о нем, и одновременно работает с комплексом переживаний, который за ним кроется. А может вообще отвлечься от образа и заняться движением, отслеживая то, как телесные ощущения порождают что-то новое.

Важно не залипать неподвижно на образах, замечать и помогать движению образов и смыслов.

Это полная противоположность типологическому подходу. По мнению Арнольда Минделла любая типология описывает лишь незначительную часть личности. Люди относят себя к мужчинам или женщинам, азиатам или европейцам. Но в глубине души процессуальный терапевт не отождествляет своего клиента только с тем, что тот говорит о себе в данный момент. И это ключевой момент. Внимание процессуального терапевта сосредоточено на том, как изменяется процесс восприятия клиентом самого себя и как клиент осознает это.

Это является процессуальным пониманием демократии. Арнольд Минделл назвал такой подход ГЛУБИННОЙ ДЕМОКРАТИЕЙ.

Мы — не что-то или кто-то постоянное. Мы находимся в точке постоянного и непрерывного изменения, в том числе в контакте и  растворении друг в друге.

Глубинная демократия: Мы бесконечны, нам тысячи лет. Мы постоянно выходим за рамки своей идентичности. Это ощущение вечности может реализоваться только здесь и теперь.