Найти тему
Центр "Ольвия"

Без вины виноватый. Ресурсное упражнение

Упражнение создано по мотивам расстановки, где мама испытывала сильное чувство вины перед сыном, которого родила в 18 лет без отца.

Дело в том, что хроническое чувство вины – это вещь в хозяйстве не очень полезная.

Пришел виноватый человек устраиваться на работу. «Мне бы это… как его… работу бы…» Его либо за копейки заставят пахать от рассвета до заката, либо вообще не станут рассматривать. Типа «нам нужный уверенные в себе перспективные специалисты, бойцы, на которых мы можем положиться в сложных переговорах с контрагентами…»

Пришел виноватый человек свататься к родителям невесты.  «Мне бы это… как его… дочку вашу в жены бы… того… этого…» Его либо с лестницы спустят без гарбуза утешительного, либо так на шею сядут, что будет сразу три дачи вручную обрабатывать на своём горбу.

И ничего здесь странного нет. Так работает программа чувства вины. За что бы человек ни брался, он всегда выберет наихудший вариант из всех имеющихся в наличии.

Поэтому очень важно вовремя эту программу распознать (например, увидеть в расстановке) и энергию этого чувства трансформировать в нечто полезное в хозяйстве.

Упражнение будет проходить в тройках.

Фигуры:

  • Хозяин ситуации (взрослая и ответственная часть человека, которая выбрала поучаствовать в этом упражнении и извлечь из него полезный для себя опыт) .
  • Часть личности хозяина ситуации, которая испытывает чувство вины перед кем-то или чем-то (детская часть хозяина ситуации, которая в детском садике подставила подножку девочке Дусе и очень потом об этом сожалела, а может быть не сожалела – вытеснила чувство вины в бессознательное).
  • Человек, перед которым осознанно или неосознанно испытывается чувство вины (Девочка Дуся, которой детская часть хозяина ситуации в детском садике подножку подставил и дело дошло до кровавой ссадины)

Ход упражнения:

  • Выбирается жребием хозяин ситуации.
  • Хозяин ситуации назначает двух других участников группы (помощников) на две другие роли: 1) виноватая часть личности, 2) человек, перед которым, есть чувство вины.
  • Участники обмениваются обратной связь, рассказывают об ощущениях из роли.
  • Хозяин ситуации находит нужные слова для своей виноватой части.
  • Хозяин ситуации находит нужные слова для человека, перед которым он чувствует чувство вины.
  • При необходимости чувства обрабатываются (отреагируются, заземляются, смещаются в другой контекст, трансформируются в нечто полезное в хозяйстве и т.д.)

Важно: Это не полноценная расстановка, где клиенту принадлежит все время мира. Это всего лишь упражнение. Поэтому каждый хозяин ситуации выбирает комфортную для себя степень погружения в процесс.

Важно: за 15 минут вы можете сделать одну работу для одного участника группы, а можете сделать три работы для трех участников.

С чувством, которое мы нашли в подобном упражнении:

  • Если у нас нет комфортного ресурса для его обработки, мы можем просто его заземлить как электричество в землю.
  • Мы можем отдать прошлому те эмоции, которые пришли к нам из контекста прошлого. (Страх при бомбежке).
  • Из энергии этого чувства – можно вылепить что-то полезное в хозяйстве. Например вылепить точку опоры.

Обсуждение:

Что полезного для себя уносите из этого упражнения?

  • Все-такие есть кто-то, перед кем я испытываю чувство вины. Послание от этого человека я услышала. Я на правильном пути.
  • Я поняла, что человек чувствует очень много.
  • Времени хватило. Процесс получился сильный и глубокий. Помолчу. Побуду в этом.
  • У меня получился собирательный образ, и всё это превратилось в ресурс. Наши фигуры превратились в ресурсы для меня.
  • У меня очень сильно тема вины резонировала.
  • Очень глубоко получилось. Для меня очень было странно. Я сразу соединилась с обидчиком. Он сразу стал моим ресурсом. А вот обиженная детская часть – оказалась очень сильно обиженной, я как взрослая часть не смогла ничего ей дать, когда её обижали. И она осталась в таком зависании, в такой динамике, непривычной для неё. Этот процесс контакта с ней очень медленный и постепенный. Только тогда она поверит. Это долго и аккуратно.
  • Она обижала, потому что хотела обратить на себя внимание. Для неё обидеть другого было необходимо, чтобы я обратила на неё внимание.
  • Для меня открытием стало телесное ощущение – теплый ком в груди. Оцепенение в руках. Это были ощущения в разных проработках, в разных ролях. А свою вину я отпустила.
  • Я своё чувство вины увидела не как своё чувство вины, а своё чувство вины, которое я трансформировала в свою точку опоры. Вина стала моей точкой опоры. И мне уже не захотелось расставаться с таким ресурсом.
  • Я не виновата ни перед кем. Я виновата перед собой.
  • У нас подобралась тройка, которым необходимо говорить правду, и тогда всё хорошо. Все, кто нам наносил вред в прошлом, все прощены. Ничего страшного нет. Есть правда и есть понимание, что всё нормально.

***

Заключение.

Пятиминутные ресурсные и диагностические расстановочные упражнения могут использоваться так:

  • Вы можете побаловаться и покувыркаться и уйти ни с чем, вообще ничего не взять для себя из этого упражнения. Это ваше право. Никаких обид. И тем более никаких претензий.
  • Но если кто-то из вас хочет унести из этих 5 минут для себя настоящее сокровище – он это получит. Для этого нужно войти и качественно выполнить инструкцию. Эти 5 минут можно сделать для себя полноценную расстановку. С настоящим контактом со своими частями, со своими чувствами, со своим бессознательным, вы можете расширить границы своей привычной идентификации. Может произойти всё, что угодно. Было бы желание.
  • Всегда в рамках этих пятиминутных практик, у каждого из участников есть своя комфортная глубина погружения в тему запроса. Хотите сделай себе революцию – сделайте. Не хотите – не делайте. Это дело ваше. И то и другое, я уважаю. Просто даю вам возможность.