*** Берт Хеллингер «Источнику не нужно спрашивать пути». — М.: Институт консультирования и системных решений, 2005. — 308 с.
Густота текста просто запредельная. Поэтому рискну пересказать смыслы своими словами.
Берт Хеллингер различал четыре вида чувств.
Первичное чувство – это чувство, вызванное конкретным событием и соответствующее ему. Когда ты ударяешь себе по пальцу молотком, ты охвачен болью. Это первичное чувство. Оно соответствует характеру произошедшей травмы. Чувство боли очень сильное и кратковременно.
Если не сопротивляться и не отстраняться от них, а наоборот открыться им, отдаться им целиком, они очень быстро проходят. Как шампанское, которое пенится и норовит выскочить из бокала, но очень быстро пена оседает, и остается только искристая красота.
Важнейший признак первичных чувств – они переживаются с открытыми глазами.
Первичные чувства почти не поддаются управлению изнутри. Проявление первичных чувств вызывает сопереживание окружающих.
Есть два уместных способа проживания бурных первичных чувств:
- Переживать их беззвучно, сохраняя глубокое дыхание. Это помогает человеку очень быстро соприкоснуться с глубиной этих чувств, быстро их пережить и успокоится (слезы высыхают как по мановению волшебной палочки).
- Выплеснуть чувства в яростном первобытном крике. Такой крик пронизывает до костей всех присутствующих. Это вариант для экспрессивных раскрепощенных личностей и подготовленной группы.
Вторичное чувство - является маскировкой, подменой силы первичного чувства. Клиент может, к примеру, смеяться там, где стоит поплакать, и грустит там, где уместна злость.
Цель вторичного чувства – отказ от действия, оправданием своего бездействия, получение внимания окружающих при собственном бездействии. Например, при ударе по пальцу молотком таким вторичным чувством может быть жалость к себе и театральная демонстрация рваной раны на пальце (как в рассказе Чехова «Хамелеон»). Вторичные чувства, вместо сочувствия, вызывают у окружающих ощущение беспомощности и злости. Окружающие догадываются, что их используют, вовлекают в игру, в которой они только проигрывают и теряют.
Основной признак вторичного чувства — закрытые глаза. Закрыв глаза, человек в своих чувствах опирается на внутреннюю картину, а не на реальность.
Очень важно терапевту не попасть в ловушку маскировочного вторичного чувства, и как можно быстрее помочь человеку вернуться к настоящим первичным чувствам. Решение в этом случае довольно простое - нужно попросить клиента открыть глаза «Посмотри на меня!». Это выводит человека из транса жалости к себе или ярости, с помощью которой он пытается заглушить настоящую боль. Это возвращает ясность восприятия и возвращает человека в контакт с реальностью.
Перенятые чувства - это чужие чувства, смещенные из другого контекста, например, в результате идентификации с предком и его чувствами. Расстановки очень наглядно показывают, что панические атаки сегодняшнего дня – это часто смещение страхов обстрела и бомбежки наших предков – участников военных действий. Для того военного времени эти страхи были совершенно адекватными первичными чувствами, но будучи непереработанными и неинтегрированными в том военном времени они по каналам коллективного (семейного) бессознательного оказались смещенными в 2020 год.
Избавиться от перенятого чувства можно довольно легко, если четко осознать, от кого оно перенято. Для этого надо просто посмотреть в глаза тому предку, чьи чувства вы несете в виде перенятых и четко осознать: «Я не ты. У тебя своя судьба и свои чувства. А у меня своя судьба и свои чувства. Я тебя уважаю. А жить буду свою собственную жизнь». Осознание различий и уважение к предку – прекращает идентификацию, а следовательно, чужие чувства покидают вашу психику.
Мета-чувства - это высшие чувства, это сила к действию в чистом виде. Человек может казаться отстраненным и бесчувственным, при этом он абсолютно собран. Это взгляд на происходящее с балкона, с третьей позиции. Это взгляд на революционную вакханалию 1917 года с позиции Будды. Мета-чувства — это чувства в гармонии. Находясь в мета-чувствах, человек способен сопереживание всем, вместить в себя чувства всех участников конфликта и одновременно сохранять нейтральность и беспристрастность. Находясь на балконе третьей позиции, находясь в мета-чувствах можно действовать бездействуя. Можно менять ситуацию и состояние вовлеченных в неё людей просто заражая их своим спокойствием и умиротворением. Важный признак человека, находящегося в мета-чувствах – способность в гуще конфликта «говорить спокойным голосом».
Мужество, смирение, мудрость — это примеры мета-чувств. Мета-чувства имеют качество легкости. В них нет ничего драматичного. Человек способен войти в контакт с гармоничными мета-чувствами, в процессе освобождения от собственных переплетений и идентификаций с тяжелыми судьбами в родовой системе, прорабатывая личные биографические травмы и травмы прошлых воплощений.
Путешествуя по Индии, я поймал себя на мысли, что европейский драматический театр с шекспировскими страстями на сцене там просто не уместен. Там весь народ пребывает в совершенно других эмоциях, энергиях, настроениях и состояниях.
Пример: Злость на родителей возникает в момент прерывания потока любви. Это вторичное чувство. Сколько бы ребенок не выражал злость и претензии – это ситуацию не меняет, или почти не меняет. Для исцеления ситуации нужно прикоснуться к первичному чувству боли и страху потери, которая находится глубже злости. Испытать боль потери, страх и своё бессилие – это очень болезненное переживание (даже в зрелом возрасте, в ходе психотерапии). Продолжать злиться на родителей намного легче и проще. А для исцеления боли и страха требуется много мужества.
***
Важно помнить: Терапевт системно-феноменологического подхода (расстановщик) должен работать с клиентом, оставаясь в балансе, танцуя своеобразный танец. С одной стороны, терапевт чувствует страдание клиента и сострадает ему, но не вваливается в переживания чужого страдания на все 1000%. С другой стороны, терапевт-расстановщик поддерживает позицию управления процессом расстановки, внимательно отслеживает происходящее и с клиентом, и с заместителями, и с наблюдателями, и с самим собой (контрпереноса никто не отменял).
Важно помнить: Некоторые чувства клиента ослабляют, а значит препятствует поиску решения. Поэтому Берт Хеллингер иногда требует от клиента, требует довольно директивно: «Соберись, будь сильным!» — или: «Выпрямись и иди вперед!» — или: «Говори спокойным голосом!» - или: «Делай это беззвучно!» Все это помогает клиенту собраться и придает ему силы, помогает ему двигаться к цели.
В каком-то смысле терапевт-расстановщик выполняет для клиента роль сталкера-проводника в мир неведомого. И в этом смысле должен сохранять себя сосредоточенным и уверенным. Даже несмотря на то, что терапевт системно-феноменологического подхода (расстановщик) никогда не знает точно, с чем он столкнется в работе с клиентом на этот раз.
Как говорил мой профессор «Из уважения к разнице в статусе, будь добр, демонстрируй уверенность по процессу и всегда уважай уникальность содержания ситуации клиента!»
Заключение
Итак в процессе терапии:
- Сталкиваясь с первичными чувствами – мы помогаем клиенту их выразить.
- Сталкиваясь со вторичными чувствами – мы помогаем клиенту отойти от них и вернуться к первичным.
- Сталкиваясь с перенятыми чувствами – мы помогаем клиенту с уважением вернуть их в тот контекст для которого они уместны и адекватны.
- Сталкиваясь с мета-чувствами клиента – мы их приветствуем, поддерживаем и помогаем клиенту пребывать в контакте с ними как можно глубже и дольше.